Безусловно, трагические события января сильно подорвали социальную обстановку в стране и ударили по ощущениям стабильности, безопасности и уверенности в завтрашнем дне у общества. Но как это повлияло на миграционные настроения населения – однозначно сказать очень трудно.
В то же время некоторые российские СМИ уже обрисовывают этот вопрос в тревожных красках и мрачных для нашей страны прогнозах, предполагая, что поток переселенцев из Казахстана в Россию на фоне минувшего кризиса может вырасти вдвое.
По мнению юриста Юлии Лазаревой, Россию ждет поток мигрантов из Казахстана, но преимущественно поедут не те, кто плохо знает русский и живет по мусульманским традициям. Женщина отметила, что многие из потенциальных переселенцев и раньше возвращались на историческую родину и потом возвращались в Казахстан, но теперь поток усилится. Сама женщина родом из Казахстана, но теперь живет в России и помогает переселенцам.
«Русскоязычное население будет покидать Казахстан более высокими темпами. Теперь люди ставят себе цель переехать, устроить в России детей на обучение — даже не только в вузы, но и в школы», — рассказала Лазарева «Комсомольской правде».
Больше всего звонков, по словам Лазаревой, поступало из Усть-Каменогорска, Петропавловска, Павлодара и Нур-Султана, а названная юристом причина переезда: боязнь повторения январских событий.
Эксперт в области народонаселения Аида Альжанова считает, что миграционные настроения в стране, конечно, усилятся, причем собираются уезжать и неказахи, и казахи.
А координатор проектов ОФ «ЦСПИ «Стратегия» Ольга Симакова описала ситуацию с такого ракурса:
«Мы можем говорить только об ожиданиях, даже не о прогнозах, но уровень тревожности, конечно, поднялся», — высказала свое мнение Симакова Forbes.kz.
Также своим подробным мнением с медиа-порталом Caravan.kz поделилась отечественный эксперт, социолог и руководитель проектов Eurasian Center for People Management Айман Жусупова.
— Айман, как, на ваш экспертный взгляд, трагические события января повлияют на миграционные процессы в Казахстане?
— Проводимые нами за последние годы исследования показывали, что в Казахстане достаточно устойчивой являлась группа тех, кто не принял окончательного решения о переезде из страны, а лишь раздумывал об этом (и их доля превышала долю тех, кто принял такое решение). Однако после произошедшей в январе трагедии многие из них, скорее всего, могут принять окончательное решение покинуть страну, ожидая, что протесты и недовольство социально-экономической ситуацией могут перейти в плоскость межэтнических, межконфессиональных конфликтов, — предполагает эксперт. — И если ранее к числу факторов, определявших выбор страны для ПМЖ, относили более высокий уровень жизни, чем в Казахстане, перспективы для карьерного роста, более высокие заработные платы, бóльшие возможности реализовать свой потенциал, то теперь ключевым критерием для переезжающих будут и спокойная общественно-политическая обстановка.
— А если мы спрогнозируем динамику внутренней миграции: возможен ли такой вариант, что теперь жители регионов, небольших городов, сел и аулов перестанут тянуться в мегаполисы за лучшей жизнью и бóльшим заработком, предпочтя более спокойную атмосферу?
— Нет, поскольку проблемы, из-за которых люди переезжают из сел в города, носят достаточно серьезный характер, и до тех пор, пока ситуация в сельской местности не изменится, вряд ли можно предполагать, что масштабы внутренней миграции сократятся.
Нам безусловно необходимо развивать сельское хозяйство, если мы сейчас в стране говорим о том, что будем пересматривать подходы к решению проблем безработицы. В сельской местности Казахстана достаточно высок потенциал придворовых хозяйств, которые нужно развивать, сегодня фермерам достаточно сложно получить кредиты, ситуация в этой сфере также носит достаточно туманный характер, необходимо провести анализ, расследовать ситуацию, связанную с государственной поддержкой отрасли.
Сегодня мы в рамках развития предпринимательства обучаем молодежь, тем не менее, большой вопрос — насколько эти программы адаптированы под сельскую молодежь, которая больше сталкивается с проблемами безработицы? Почему бы не запустить программы обучения в сфере сельского хозяйства, в том числе и предпринимательству? То есть эти программы, которые были изначально ориентированы на безработную молодежь, должны исходить из понимания того, кто в них больше всего нуждается, а также — о каких отраслях идет речь. И только путем внедрения системных мер, направленных на решение первопричин внутренней миграции, мы можем сократить ее масштабы, чтобы люди принимали решение о переезде в другие населенные пункты не вынужденно.
— В заключение: ежели мы взглянем на тему под более оптимистичным углом, то может ли социальная обстановка в стране выправиться в благополучное русло, учитывая позитивные реформы, на которые нацелилось государство? Станет ли Казахстан более привлекательным для молодежи и населения в целом, если проблемы вокруг образования, заработных плат и прочего будут решены?
— Страна в целом достаточно привлекательна для проживания, в том числе с точки зрения ментальности населения, уникальной природы. Многие граждане Казахстана, уезжая, сильно тоскуют по родине, тем не менее, ухудшающиеся проблемы социально-экономического характера, в том числе связанные с уровнем образования, верховенством закона, вынуждают их принимать решение о переезде. И в этом контексте, думаю, если в стране будут реализованы декларируемые меры, обеспечено ее развитие, то, безусловно, как минимум, сократятся масштабы эмиграции, — подытожила Айман Жусупова.