В ситуации разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
«АО «Ураниум Уан Груп», входящее в группу компаний Госкорпорации «Росатом», реализовало 49,979 % принадлежащих ему акций АО «СП «Заречное» в пользу компании SNURDC Astana Mining Company Limited, конечным бенефициаром которой является компания State Nuclear Uranium Resources Development Co., Ltd (КНР). При этом доля участия «Казатомпрома» в данном совместном предприятии не изменилась и составляет 49,979 %», — говорится в сообщении.
АО «СП «Заречное» добывает уран на месторождении Заречное в Туркестанской области, которое было открыто в 1977 году. Запасы месторождения на начало 2024 года составляли 3,5 тысячи тонн. Завершение отработки месторождения планируется в 2028 году.
Ожидается, что АО «Ураниум Уан Груп» также продаст 30 % в уставном капитале ТОО «СП «Хорасан-U» и 30 % в уставном капитале ТОО «Кызылкум» в пользу компании China Uranium Development Company Limited при условии завершения сторонами сделки процедур по ее закрытию. Ее конечным бенефициаром является другая китайская компания China General Nuclear Power Corporation. Доля «Казатомпрома» в данных СП не изменится: 50 % в ТОО «СП «Хорасан-U» и 50 % (косвенные) в ТОО «Кызылкум».
ТОО «СП «Хорасан-U» добывает уран на участке «Харасан-1» месторождения Северный Хорасан в Жанакорганском районе Кызылординской области. Запасы месторождения по состоянию на начало 2024 года составляли 33 тысячи тонн урана. Срок эксплуатации — 2038 год. Весь добытый уран ТОО «СП «Хорасан-U» перерабатывается на производственных мощностях ТОО «Кызылкум», находящихся непосредственно на месте отрабатываемого участка. ТОО «Кызылкум» не обладает какими-либо правами недропользования и осуществляет исключительно услуги по переработке урана.
По данным Reuters, «Росатом» ранее владел долями в 6 из 14 месторождений «Казатомпрома», получая долю от добычи. Это осложняло продажи казахстанской компании на Запад. «Казатомпром» реализует 29 % своей продукции в Европу, говорится в документах компании.
Компания изложила риски в своем последнем годовом отчете, подчеркнув, что, хотя «Росатом» не был прямой мишенью, некоторые из ее компаний, а также топ-менеджеры российской атомной энергетики оказались под западными санкциями.