Попытка родителей отмахнуться от нового «хобби» ребенка, как от очередной блажи, успехом не увенчалась. Женщина всегда может добиться своего (при должной настойчивости) , даже если она маленькая. Дочка клянчила эти несчастные ролики не меньше месяца, пока доведенный до белого каления отец не сдался.
Процесс одевания приобретенных роликовых коньков проходил в присутствии всех членов семьи. Тонкая ножка неофитки в громадном с виду пластиковом ботинке, с блестящими застежками (папа назвал их «штуковинами», но просвещенная дочь поправила: «Ты че, они называются бакли, папа!») вызывала жалость. Как будто цыпленок попал в капкан. Пластиковые наколенники и налокотники, которые прикрепили в соответствующих местах, спокойствия родителям и бабушке тоже не добавили. Осмотрев экипированное и пылающее энтузиазмом чадо, отец мрачно сказал: «Кто ее поведет?». Выбор пал на бабушку (потому что у нее нервы крепче), и оживленно переговаривающаяся парочка, с шумом и стуком, спустилась во двор.
«Ну что-ж,» — обреченно сказал отец — «может, все и обойдется… Пусть поэкспериментирует…» Не прошло и пяти минут, как громко стукнула подъездная дверь и громкий рев, перемежаемый бабушкиными причитаниями, засвидетельствовал, что эксперимент прошел неудачно. Дочка вопила так, что из-за дверей стали выглядывать перепуганные соседи. И было отчего: пресловутые наколенники и налокотники сияли новизной, зато обе ладони новоявленной роллерши были ободраны до крови… Снятые коньки с грохотом полетели на балкон, казалось — навсегда.
С тех пор прошло несколько лет. Зажили ссадины, сошли синяки, которых потом еще было немало. Дочка, к удивлению родителей, проявила немалое упорство и мужество, овладевая секретами катания на роликах. Уже через пару месяцев она овладела ими настолько хорошо, что начала пробовать пируэты. А общаясь с другими роллерами, научилась немалым премудростям этого оригинального вида спортивного отдыха.
Оказалось, например, что цельнопластиковые ботинки, которые были приобретены вначале — это «отстой, каменный век». Сейчас моду задают новые, мягкие ботинки, сделанные из специальной ткани, хорошо пропускающие воздух. Они установлены на специальной жесткой раме, к которой и крепятся ролики, и снабжены пяточным ремнем и шнурками. Оказывается, шнурки удерживают ногу лучше, чем застежки, а ремень предназначен для фиксации пятки. В таком ботинке, несмотря на достаточно жесткую фиксацию стопы, нога имеет большую возможность движения и, следовательно, расширяются возможности роллера.
Кстати, о роллерах. Это целое направление молодежной субкультуры, со своими сложившимися ценностями и правилами. В одной Алматы роликовыми коньками, как говорят сами роллеры, серьезно увлекаются на менее тысячи, а то и двух тысяч человек. Под это увлечение работает целая индустрия — сами коньки и прочие «прибамбасы» к ним — шлемы, курточки, носки, кожаные и пластиковые наручни для защиты ладоней, и многое другое стали даже одним из направлений моды. Для девушек, например, в прошлом сезоне были модны короткие кожаные куртки — «косухи» ярких цветов, тесные блестящие шортики, на голове — бандана или прическа с точащими во все стороны «мокрыми» прядями. Для парней — короткие, до колен, обрезанные джинсы (чем дырявей — тем лучше), «фирменные» наколенники и налокотники, со стальными деталями, перевернутая назад козырьком бейсболка или берет ядовитого цвета. Сегодня предпочтение отдается маечкам с нестандартными надписями на английском языке, типа: «Девушка «НЕТ»» или «Он падает, но всегда поднимается…» (понимай, как хочешь!) Экипировка настоящего роллера, по словам дочери, сегодня доходит по цене до тысячи «баксов». У роллеров свои компании, своя «тусовка», свои «приколы». Некоторые, наиболее известные и увлеченные роллеры имеют даже свои клички. Как объяснил мне Сергей, продавец одного из алматинских спортивных магазинов, подбор коньков и экипировки для роллер-спорта сегодня все еще представляет немалую проблему. Наиболее популярные марки коньков, это USD — для наиболее «продвинутых» роллеров, сторонников агрессивного стиля катания; K2 — они разработали технологию «мягкого ботинка; марка Adidas, выпускающая самый широкий ассортимент коньков, как для начинающих, так и для опытных катальщиков; итальянская Roces и немецкая Bauer отличаются высоким качеством как самих коньков, так и другого оборудования.
Важное значение роллеры придают раме — это движимая часть коньков, непосредственно соединенная с роликами. Они бывают металлические, из алюминия или различных сплавов, или же пластиковые, созданные из стекловолокна или карбона. Роллеру нужно поломать голову и при выборе колес — для фитнес-роликов нужны одни, с большим диаметром, для «экстремалов», предпочитающих риск и скорость — диаметром поменьше. Колеса еще различаются и по жесткости, так что выбор для каждого человека нужно проводить индивидуально.
У каждой марки коньков есть свои верные приверженцы, а вообще тема коньков, аксессуаров и новых возможностей для катания является наиболее популярной в разговорах роллеров. Это и понятно, собираются же не просто любители, а, можно сказать, профессионалы этого дела. Один из таких «стариков», с которым мне удалось познакомиться, назвавшийся Русланом, катается на роликах уже около десяти лет. Здоровый двадцатипятилетний рыжий парень, по его словам «искатал» весь Алматы.
— Раньше коньки — полное г… были, сплошная китайская штамповка, после двух дней ролики от рамы отлетали и ты — мордой в ботву! Но хоть были места, где кататься можно было, та же Тулебаева, Новая площадь, во дворах еще асфальт сохранялся… А сегодня и коньки, и все есть, а кататься негде. Сегодня же весь город забит машинами, плюнуть негде, не то что покататься со вкусом. Оттого-то мы и забираемся аж до Медео, там есть где покататься, но и туда этот автомобильный потоп уже достает… Мы все давно мечтаем о роллер-центре, где-нибудь в центре города, чтобы там было хорошее покрытие, площадки разных уровней сложности. Не понимаю, почему бизнесмены не ухватятся за эту идею — дело-то выгодное, ребята бы бабок не пожалели за удовольствие нормально покататься… Я один знаю сотни две людей, для которых ролики — как мамина сиська для младенца! Это же захватывает, начинаешь с просто катания, а потом уже можешь и по перилам, и по лестницам гонять! Ролики — это кайф!
Глядя на скоростные пируэты роллеров, можно понять такой энтузиазм. Однако проблема нормальных условия для этого вида спорта, который вполне можно назвать именно «городским» или «асфальтовым» с каждым днем становится все острее. Сегодня роллеры могут кататься, по сути, только во дворах, и то далеко не во всех, а только там, где сохранились еще нормальные тротуары. В Алматы, в отличие от многих европейских городов, практически нет пешеходных зон, то есть тех, где движение машин запрещено. Участок по улице Жибек жолы возле ЦУМа — вот, пожалуй, и все… Но и там дорога «закована» в брусчатку — особенно не покатаешься. Так что роллерам, как и, кстати, сноубордистам, остается забираться все выше в горы, в район Медео, на трассу в сторону Алмарасанского ущелья, в другие заповедные места, чтобы покататься всласть. Не каждый имеет для этого возможности и терпение. А жаль, ролики — прекрасное спортивное развлечение, которое могло бы иметь большое будущее в таком крупном мегаполисе, как Алматы, да и в других городах страны.
Фото сайта dubna.org