Не в то время и не в том месте
“КАРАВАН” внимательно следил за ходом этого дела. Летом 2015 года было совершено нападение на сервис-центр “Самсунг” в Таразе. Напомним суть дела: неизвестный в маске и с пистолетом в руках напал на женщину-руководителя, оставшуюся в офисе. Избив ее, он заставил отдать деньги из личной сумки и рабочего сейфа. Затем вырвал видеорегистратор. Улов нападавшего составил более 1 миллиона 300 тысяч тенге плюс банковская карточка предпринимательницы, пин-код которой она вынуждена была сказать преступнику. Вопросы без ответов
Вскоре по подозрению в совершении преступления был задержан житель Тараза Ахлетдин Асыкбай. Он попал на камеру видеонаблюдения около банкомата, с которого преступник примерно в это время снял деньги с карточки потерпевшей. Для многих тогда это стало неожиданностью – парень положительно характеризовался по месту учебы в Астане, куда поступил по гранту, занимался армрестлингом. И вдруг оказался на скамье подсудимых (“Вопросы без ответов”, “КАРАВАН”, № 11 от 25 марта 2016 года).
Любопытно, что обвиняемый предоставил в доказательство своей невиновности алиби со стороны тети, а также чеки, согласно которым он действительно совершал транзакцию в банкомате, но чуть позже того срока, на который указывало следствие. И не с карточки потерпевшей, а с карточки своей сестры, которая в то время находилась в Америке.
Увы, все эти доводы суд не рассмотрел и признал Ахлетдина виновным в совершении преступления, назначив ему семь лет лишения свободы. Хотя парень своей вины не признал, а родственники и адвокаты указали на целый ряд нарушений со стороны следствия и суда.
Нестыковки на поверхности
Кроме того, наша газета указывала на целый ряд нестыковок в этом деле. Так, из приговора суда следует: в тот день предпринимательница закрыла дверь на щеколду, думая, что осталась в офисе одна. Но вдруг увидела силуэт мужчины. Значит, преступник спрятался и отлично знал расположение комнат. Так когда бы Ахлетдин, студент столичного вуза, приехавший на каникулы, успел все это изучить? Кто ограбил сервис‑центр?
Смущало и то, что в вынесенном приговоре не было ни слова о том, нашли ли награбленные деньги у задержанного, куда он вообще мог их потратить. Не было среди вещественных доказательств пистолета, которым угрожал нападавший. Обнаружены только скотч и салфетки с места преступления, на которых нет отпечатков пальцев (“Кто ограбил сервис-центр?”, “КАРАВАН”, № 17 от 6 мая 2016 года).
Все эти вопросы, которыми задавались журналисты, почему-то не пришли на ум и судьям апелляционной коллегии областного суда, которые в прошлом году утвердили приговор суда первой инстанции.
Правда есть только в Астане?
Не найдя правды в судах Жамбылской области, родственники студента обратились в Генеральную прокуратуру страны. А там действительно удивились столь странному рассмотрению дела. И вскоре внесли протест в Верховный суд страны. Верховный суд полностью поддержал протест, указав на ошибки Жамбылского областного суда.
Например, обвиняемого осудили лишь по показаниям потерпевшей, которая не видела лица преступника из-за маски, а опознала его по голосу и походке. А выносить приговор только на основе этого было необоснованно. Во-вторых, сам обвиняемый не признал вину, отпечатки пальцев и другие улики преступления не найдены, что должно было насторожить судей. В-третьих, некоторые моменты, которые говорили о невиновности Ахлетдина, были трактованы против него!
Словом, дело было отправлено на новое рассмотрение.
Работа над ошибками
И вот Жамбылский областной суд исправил свои ошибки, освободив Асыкбая в связи с недоказанностью его вины. Таким образом, обвиняемого выпустили из зала суда.
– Я благодарю Аллаха за то, что справедливость восторжествовала, – сказал Ахлетдин после своего освобождения. – Спасибо всем, кто все это время поддерживал и верил мне.
– Большое спасибо “КАРАВАНУ”! За то, что вы не остались равнодушными к судьбе человека! – сказала мать Ахлетдина Зарипа АСЫКБАЕВА. – Вы одно из немногих СМИ, которое осветило нашу проблему, и единственные, кто отслеживал судьбу сына! Безусловно, ваши статьи очень помогли нам, так как позволили обратить внимание общественности на это дело. Ахлетдину сейчас предстоит непростой период реабилитации – я, как мать, никому не желаю очутиться в моей шкуре – один Аллах знает, через что я прошла, сколько слез пролила, сколько бессонных ночей провела!
Конечно, в нашей стране люди очень часто жалуются на несправедливые решения судов. Но очень редко у граждан хватает сил, времени и денег идти до конца. Данный случай говорит о том, что доказать свою точку зрения можно, если упорно добиваться этого.
Жамбылская область