Жители маленького села Духовницк дивились да изумлялись – откуда ни возьмись в деревню понаехали гости, шумные и веселые. Всем любопытным приезжие охотно объясняли: празднуем 100-летие рода Брикуновых на казахстанской земле.
Явление для наших времен уникальное: огромное семейство, отпрыски единой когда-то фамилии каждые десять лет собираются в бывшем поместье, где в начале прошлого века поселился и пустил корни их украинский предок Сидор Григорьевич Брыкун.
В поисках лучшей доли
…На дворе стояла ранняя весна 1907 года. Большая семья Брыкунов, супруги Сидор Григорьевич и Елена Григорьевна и их семеро детей, вместе с другими семьями отправились из села Кропивна Полтавской области в дальнюю дорогу. Их путь лежал в бескрайние степи, где столыпинские чиновники, воплощавшие в жизнь его аграрную реформу, обещали крестьянам земли вдоволь. На родной Украине каждый клочок пахоты кормил десять ртов, малоземелье было верным спутником голода, и переселение стало единственной надеждой на обретение лучшей доли.
Собирались основательно, везли на волах мельницу-крупорушку, волокли весь домашний скарб. Дорога заняла долгих полгода. Павлодарщина встретила украинцев богатыми пастбищами и покосами Баянаула. Так и запомнили примерную дату приезда: во время покоса.
Переселенцы нанялись к местному баю в батраки и первую зиму провели в Баянауле. Бай предлагал остаться в благодатном краю навсегда, но украинцы не согласились: здесь почва каменистая, а мы земледельцы, нам пашня нужна. Тогда на прощание гостеприимный хозяин подарил чужакам корову, которая, согласно семейному преданию, давала по два ведра молока в день.
Казахи вообще встретили переселенцев очень радушно. Говорят, если бы не их помощь, многим украинцам не выжить было в первые годы в суровой степи. Брыкунам разрешили осесть в местечке Аккудук, близ колодца с хорошей водой. Но жить было негде, пришлось рыть землянки. А зима принесла с собой тиф. Когда болезнь свалила Брыкунов, другой бай, Бертусун, забрал всю семью в свои юрты. Только его милостью и перезимовали. Когда же потеплело, Бертусун дал лошадей и подводы, чтобы переселенцы привезли себе из Чалдая лес. Благодаря этой щедрости Брыкуны смогли построить дом. Постепенно разрослось поселение, зазеленело тополями и обрело красивое название – Духовницк.
С тех пор так и жили, трудились, рожали и воспитывали детей. К 1912 году их было уже девять. Как обустроились, Сидор Григорьевич съездил в родную деревню и привез своих родителей. Мама, Мария Григорьевна, прожила 105 лет и была похоронена в Духовницке. О жене Сидора Григорьевича – Елене Григорьевне Калине – потомки знают, что была она родственницей легендарного Ивана Поддубного и, как истинная его кровь, обладала недюжинной силой: легко таскала с телеги 70-килограммовые мешки с зерном. С Сидором Григорьевичем они жили душа в душу, никогда не бранились, а были сопряжены едиными помыслами. Поменяв плодородные украинские поля на суровые казахские степи, и не думали роптать. Скупую природу сильные люди расщедрили упорным трудом. За долгую свою жизнь большого богатства не нажили, однако, пересадив семью на новую почву, спасли ее от голода.
Родичи, откликнитесь!
“Здравствуйте, мои дорогие родственники! Обращаюсь к вам я – Валентина Петровна Брикунова, самая младшая из четвертого поколения Брикуновых, с предложением: организовать вечер-встречу в честь 90-летия приезда с Украины наших славных прародителей, Сидора Григорьевича и Елены Григорьевны, основателей рода Брикуновых на казахской земле. Мы их потомки, ветви, веточки и листочки, обязаны этой мужественной и энергичной супружеской паре своей жизнью…”
Это письмо написала младшая внучка Сидора Григорьевича. Своего дедушки она не знает, так как родилась после его смерти. Но прекрасно помнит, как трепетно относился к семейной памяти ее отец – Петр Сидорович. Фронтовик, кавалер ордена Боевого Красного Знамени вынес с войны острое чувство скоротечности всего земного и потому стремился сохранить штрихи жизни. После фронта вел дневник погоды, скрупулезно делал записи о развитии своих маленьких детей, анализировал прошедшие бои, а к концу жизни решил составить генеалогическое древо рода Брикуновых.
Кстати, Брикуновыми украинцы Брыкуны стали в 30-х годах прошлого века. Паспортистка посчитала, что фамилия у советских граждан чересчур короткая и добавила суффикс -ов-. Эти и многие другие подробности из жизни своих родичей захотел увековечить Петр Сидорович. Ему стала помогать дочь Валентина: она выполнила графическую часть работы. Из-под ее карандаша на бумаге распустилось ветвистое генеалогическое древо. Черным цветом на нем помечены имена родичей, не вернувшихся с фронта.
Постепенно дерево обрастало другими фамилиями, от Брикуновых отпочковались Заварзины, Гоенко, Никитины и многие другие семьи. Родовые кущи стали настолько густыми, что уже не каждый “листочек” знал, какие корни его питают. Тогда Валентина Петровна загорелась желанием собрать все “веточки” и “листочки” воедино. И родственники ее горячо поддержали. Так в 1997 году Духовницк узнал о 90-летии рода Брикуновых на казахстанской земле. А спустя десять лет сельчане стали очевидцами столетнего юбилея.
На семейный праздник в дни покоса съезжаются до полусотни человек и больше. В Духовницке, на том самом подворье Сидора Брыкуна, сейчас живет его внучка Валентина Павловна Горбунова. Гости идут на сельское кладбище, поправляют могилку прародительницы Марии Григорьевны, потом накрывают столы и развешивают на заборе стенгазеты. Многие родственники знакомятся только здесь, под сенью родового дерева. В великолепной кроне никто не теряется.
– На этой земле нет ничего вечного, и дай Бог через десять лет собраться здесь тем, кто останется, – говорит своим родичам другой внук Сидора Брыкуна Николай Петрович Брикунов. – Отсюда пошло то могучее, что в нас есть. Могучий человек пришел сюда, привез всю семью, привез родителей и нашел здесь свой уголок. Помянем всех: и кого помним, и кого не помним. Пусть память наших предков, которая хранится в этой земле, идет на здоровье нашему роду.
За столом поминают прародителей и рассказывают интересные подробности из жизни семьи. В семьях украинских переселенцев было принято обращаться друг к другу на “вы”. Дети говорили родителям “вы”, старшие сестры называли младших братьев по имени-отчеству. Даже вместо привычного “я тебя люблю” звучало: “я вас люблю”.
С украинскими родичами Брикуновы связей сегодня, к сожалению, не поддерживают, но вспоминают такой эпизод. В 70-х годах старший сын Сидора Григорьевича Александр поехал в родное село Кропивна. Кропивненские Брыкуны были несказанно удивлены, узнав, что их казахстанские родственники живы-здоровы: “Брыкуны нашлись! Мы думали, вы там згинули в Сибири, а вы расплодились!”
Они “не загинули” благодаря помощи местного населения, исключительной силе духа и крепкой родовой памяти. Ну разве не завидна такая сплоченность? Внуки знают и чтят своих дедов, значит, правнуки будут уважать родителей. И, видимо, пока не ослабевает эта связь поколений, будет жить род Брикуновых на казахстанской земле.
Полина ЛЕГИНА