Родители в Семее протестуют против предвзятого отношения к их детям - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Родители в Семее протестуют против предвзятого отношения к их детям

Родители в Семее протестуют против предвзятого отношения к их детям

Если у ребенка есть какие-то проблемы в развитии – не видит, не говорит, имеет врожденный ДЦП или иные диагнозы, он нуждается в особом обучении.

  • 19 Сентября 2017
  • 3359
Фото - Caravan.kz

Однако ни один ребенок не может попасть в специализированный детский сад или школу без заключения психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Казалось бы, что проще: врачи поставили диагноз, ПМПК вынесла вердикт – где именно учиться. Но на деле все гораздо сложнее.

Не ставьте крест

– У моего ребенка диагноз – задержка психического развития (ЗПР). Посещать обычный детский сад нельзя, а в посещении коррекционных групп нам отказано по заключению ПМПК. Там нам сказали: занимайтесь с ребенком дома. В результате у ребенка ЗПР прогрессирует и следующий шаг – умственная отсталость. Почему не дают шанс развиваться? – возмущается мама ребенка Любовь ШИЛОВА.

– С 2 лет мы заметили, что ребенок отстает в развитии. Каждый год ходим в ПМПК, и нам отказывают в обучении в специализированном учреждении. Получается, мы должны ждать, когда ребенок снизится в развитии до умеренной умственной отсталости? Неужели наши дети никому не нужны? – негодует еще одна мама Индира САДЫКОВА.

– Моему ребенку 12 лет. Начиналось с диагноза ЗПР, сейчас уже умственная отсталость. Мы жили в селе, но там нет специализированных учебных заведений, мы с супругом все бросили и переехали в Семей в надежде, что здесь наш ребенок получит возможность развиваться, – рассказала Айгуль ЕСЕМХАНОВА. – В ПМПК дали заключение об обучении на дому. Педагог приходит три раза в неделю на один час. И этого, конечно, недостаточно! Психиатры дали заключение, что ребенок крайне нуждается в обучении в коллективе, но в ПМПК нам в этом отказывают. Там мне заявили, что ребенок никогда уже не выправится. А в центре психического здоровья врачи уверяют: ребенок развивается и компенсируется в развитии до 21 года.

Таких родителей, объединивших усилия по защите прав детей с особыми потребностями, в Семее набралось уже около ста. Еще больше тех, кто борется с проблемами в одиночку. Ситуация настолько накалилась, что родители готовы были перекрыть автомобильное движение на одном из городских мостов через Иртыш, но благодаря общественникам мамы и папы сели за “круглый стол” с педагогами и медиками в поисках решения проблемы. Спортивное лечение грудничков

Из-за того, что значительной части детей не дают направлений в специализированные учреждения, в Семее сложилась парадоксальная ситуация: дети с особыми потребностями не могут попасть в коррекционные классы и вспомогательные группы, которые заполняются едва наполовину.

Здесь густо, там пусто

– В этом году у нас увеличилось число школьных и дошкольных учреждений, в которых открыты инклюзивные классы и коррекционные группы – до 20 школ и до 10 детских садов, – пояснила заместитель акима Семея Надежда ШАРОВА. – Но, к сожалению, этот формат не подходит всем детям с интеллектуальными нарушениями. При этом мы не можем принять детей, которые могли бы обучаться там, из-за отсутствия заключения ПМПК.

– Выделяются бюджетные средства, на которые открываются полупустые классы, а родители мечутся в поисках этих мест. Странная ситуация, когда психиатр пишет, что ребенок может развиваться и есть положительная динамика, а ПМПК выдает отрицательное заключение, и родители вынуждены искать места обучения для своих детей. Доходит до того, что родители Семея прописываются в Алматы, чтобы их особый ребенок мог попасть в школу для детей с ЗПР, – возмутилась заместитель председателя Семейского филиала партии “Нур Отан” Зульфия ЖАМАЛТДИНОВА.

– Мы не ставим диагноз, мы лишь даем рекомендацию, если ребенок нуждается в посещении специализированного учебного учреждения. А также мы даем психолого-педагогическую характеристику ребенку, от которой зависят форма и методы обучения или воспитания, – пояснила руководитель ПМПК города Семея Гульнара ЕГИМБАЕВА. – И наши заключения носят исключительно рекомендательный характер. Наша задача – выявить и описать проблемы в развитии ребенка, а задача родителей – идти в отдел или управление образования и требовать конкретную организацию для обучения и воспитания ребенка. Детям с ЗПР грозит пожизненное клеймо неполноценности

Умопомрачительные диагнозы

ПМПК – служба педагогическая. Но, по мнению медиков, там делают то, чего не должны, – ставят детям с психическими и интеллектуальными проблемами развития диагнозы, которые далеки от реальности, а то и не существуют.

– Что такое ребенок с ЗПР и судорожная готовность, о которых пишут детям в заключениях ПМПК? Таких диагнозов не существует в международной классификации. Откуда берутся такие умопомрачительные диагнозы? Почему, например, Казахстан вдруг опередил весь мир по аутизму? А ведь такого не может быть! – заявил заведующий отделением центра психического здоровья Семея Андрей ШПАКОВСКИЙ. – Состояние дел в ПМПК на самом деле гораздо сложнее, чем говорят родители. Оценить, каково состояние психического здоровья, и поставить диагноз в данных случаях может только психиатр. Однако наша служба отторгнута в работе ПМПК. Министерству образования необходимо разработать стандарты развивающих программ, в которых должно быть соприкосновение психиатрических и педагогических требований. А такие программы в Казахстане – до сих пор дефицит. Давно пора создать учреждения разной направленности для детей с особыми потребностями. И в каждом случае должна разрабатываться индивидуальная программа для ребенка. Ведь дети, у которых прослеживается потенциал, могут стать вполне удовлетворительными членами взрослого общества и приносить пользу, – убежден доктор.

Все участники дискуссии сошлись во мнении: каждого ребенка нужно по максимуму развивать. Но у родителей, педагогов и врачей оказалась собственная колокольня, с которой они смотрят на проблему. Поэтому сейчас в Семее представители всех трех сторон составляют предложения для министерства образования и науки о том, что стоит сделать для улучшения ситуации. Понятно, что результат будет не скоро. А детям с особыми потребностями важен каждый день, чтобы не стать особым потерянным поколением.

Семей