Роботы вместо чиновников. Как астанчане приобщаются к искусственному интеллекту - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Роботы вместо чиновников. Как астанчане приобщаются к искусственному интеллекту

Роботы вместо чиновников. Как астанчане приобщаются к искусственному интеллекту

Пока где-то в сельском акимате по старинке управляют вверенным районом - через бумагу, звонки и прочий набор традиционных инструментов, в акимате Астане осваивают искусственный интеллект. Чат-боты уже сегодня общаются с людьми вместо чиновников и оперативно реагируют на сигналы населения.

  • 26 Июня 2017
  • 1480
Фото - Caravan.kz

«КАРАВАН» встретился с тем, кто внес лепту в этот прогресс, — IT-архитектором Центра устойчивого развития столицы Виталием ПУСТОВОЙТЕНКО

Вместо тысячи слов 

Наш сегодняшний герой занимается творческой составляющей в проектировании информационных систем.

— Центр устойчивого развития столицы создан в 2004 году, его задача —  построение и развитие «умных» информационных систем, стратегическое планирование, отслеживание экономических и иных показателей с использованием информационных технологий. Последние 5 лет мы занимаемся IT-проектами, как по госзаказу, так и вкладываем собственные инвестиции в проекты по развитию столицы, закрываем открытые или проблемные ниши, — рассказывает Виталий Пустовойтенко.

Мало кто знает, но именно Центр устойчивого развития столицы разработал электронный акимат Астаны – уникальный для страны проект.

— Это автоматизация государственных услуг и функций, то есть набор автоматизирующих систем бэк-офиса акимата, когда не надо по несколько раз спрашивать документы друг у друга, искать необходимые данные – в процессе автоматизации функций вся информация поступает в интегрированное хранилище данных, здесь же ведутся все реестры. Из последних кейсов работы е-акимата могу назвать мониторинг уборки снега минувшей зимой – службы города сдавали оперативные отчеты, общаясь с чат-ботом, и система формировала отчет, — говорит IT-архитектор.

Кстати, функцию общения робота с населением для дежурной службы 109, о которой мы уже рассказывали, также внедрили специалисты ЦУРС совместно с Астана Innovations. 

— Сейчас мы расширяем каналы взаимодействия населения с городскими службами. Конечно, людям пока привычно позвонить по номеру 109 и озвучить возникшие проблемы, но гораздо быстрее и эффективнее это сделать через чат-бот.  Если я, к примеру, прогуливаясь по набережной, увижу поврежденную брусчатку или неработающий фонарь, то могу зайти на Facebook на страницу службы 109, общаясь с чат-ботом, выбрать категорию, сфотографировать объект и отправить заявку с точными координатами.

Сейчас это выглядит пока как вопрос-ответ, но мы развиваем это решение с применением искусственного интеллекта и машинного обучения, так что в скором времени общение с чат-ботом будет похоже на обычный диалог, — говорит специалист.

Акиму видно всё, ты так и знай

С 2014 года  Центр запустил панель руководителя — также уникальный проект для страны, представленный только в столице и в Актюбинской области.

— Все показатели города выводятся на большой сенсорный экран и представляют собой аналитические информеры, окрашенные в сигнальные цвета по всем индикаторам и параметрам жизни города в различных отраслях. Проблемные участки, контрольные поручения, сроки исполнения, ответственные — одним кликом аким города получает детализированную информацию по интересующему вопросу. Например, по службе «109» он видит все заявки – открытые, закрытые, соблюден ли регламент исполнения и т.д., — рассказывает Виталий. — Не всегда у акима есть время контролировать исполнение той или иной задачи, но когда его подчиненные знают, что в руках у него эта панель, и он в любой момент может проверить состояние дел, то KPI исполнителей значительно повышается, поверьте мне.  

В преддверии ЭКСПО-2017 Центр устойчивого развития столицы  проводил автоматизированную оценку гостиниц и хостелов.

— Оценивалась шаговая доступность социально значимых объектов: пунктов общественного питания, аптек. Такая пространственная аналитика для акимата, позволяющая оперативно решать соответствующие вопросы, а заодно транслирующая сигналы бизнесу – здесь нет аптеки или кафе, открывайте, — говорит Виталий Пустовойтенко.

И даже КСК — электронные

Одна из последних работ ЦУРС – электронный КСК.

— Этот проект направлен на повышение прозрачности деятельности КСК и максимальное вовлечение жильцов в жизнь дома и двора. Через е-КСК председатели кооперативов будут отчитываться о своей работе — заменили плитку, провели освещение и т.д., проводить онлайн-голосования жителей домов, принимать обращения, заявки, рассылать информацию.

В рамках реализации проекта Астана поделена на 5 секторов, выбрано 5 поставщиков, в том числе наш центр, и мы внедряем свои IT-решения. С этой недели идет масштабирование, каждый день мы подключаем к проекту около 10 КСК, а до конца августа в проект войдут все дома вверенного нам участка, — говорит эксперт.   

В контексте перехода КСК на новый формат работы специалисты ЦУРС внедряют не только IT-решения, но и трансформируют мышление жильцов и председателей кооперативов. Иными словами, модернизация сознания добралась до каждого дома. 

— Мы даже объявления бумажные, которые пока еще будут применяться в работе КСК (хотя, разумеется, акцент мы делаем на электронном оповещении жителей домов), переформатируем и учим этому руководителей КСК. Типичный пример объявления об отключении воды: «Уважаемые жильцы! Обращаем ваше внимание, что с 5 по 8 число в доме будет отключена вода по причине ремонтных работ либо опрессовке труб». И всё – сразу раздражение жителей дома, недовольство. Вариант второй: «ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ НЕ БУДЕТ С 5 ПО 8 ИЮНЯ. За это время КСК совместно с городской службой заменит часть труб и отремонтирует оборудование на теплоузле. Чтобы зимой в НАШЕМ ДОМЕ не было проблем, мы стараемся провести ремонтные работы в такое время, когда они не особо скажутся на вашем комфорте. Чтобы во время профилактики в квартире была горячая вода, используйте бытовые водонагреватели, при установке водонагревателя обращайтесь только к квалифицированным сантехникам. Телефон сантехника +7 ХХХХХХХ». Совсем другая реакция, жители с пониманием относятся к сложившейся ситуации и видят заботу о них, — говорит наш собеседник.

В е-КСК будет изменен и формат работы бухгалтерии.

— В мелких КСК как заведено? — Обычно старенький компьютер, пришел бухгалтер, обслужил КСК, вручную разнес данные, которые могут потеряться. Мы же предлагаем хранить данные в облаке, второй момент – все проведенные платежи будут связаны с Единым расчетным центром (ЕРЦ), где жители столицы оплачивают коммунальные услуги. В е-КСК всю эту рутинную работу будет выполнять система. Самое главное – через е-КСК жители домов будут видеть, на что конкретно потратили их деньги, ведь у каждого собственника квартиры появится доступ к электронным отчетам бухгалтерии, — подчеркивает представитель ЦУРС.

Еще одно полезное новшество в рамках е-КСК – возможность следить за ситуацией во дворе своего дома и в квартире, где установлены камеры, через приложение.

— Так решится вопрос с безопасностью в домах. Или, например, в вашем дворе установлены шлагбаумы, к вам едут гости, и через специальный купон, который вы им отправите, они смогут открыть его и заехать на территорию двора. Также в рамках е-КСК мы планируем запустить чаты жильцов. Сейчас в аналогичных чатах много спама, не имеющего отношения к жизни дома и его обитателей, а мы создадим специальные чаты, где будут обсуждаться только насущные вопросы. Например, инициатива поставить во дворе беседку, где дедушки будут играть в шахматы и домино. Пожилые соседи будут таким образом проводить время на воздухе, а заодно будут присматривать за находящейся тут же детской площадкой, — приводит примеры эффективной работы проекта разработчик.  

В планах Центра — запустить мониторинг состояния домов и квартир.

— Зарегистрировавшись в е-КСК, как собственник квартиры, вы будете видеть всю актуальную информацию о плановых работах, предстоящих ремонтах, если сдаете квартиру – то заявки от вашего арендатора на устранение той или иной проблемы. Зарегистрировавшиеся в качестве гостя дома или непроверенного жителя будут иметь ограниченный набор услуг. Также через е-КСК вы сможете отправлять показания счетчиков. А мы как разработчики еще обещаем делать для вас аналитику – к примеру, сообщать вам о ваших расходах, сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Также через е-КСК жители смогут производить оплату услуг, — говорит Виталий Пустовойтенко.

Все о городе — в приложении

А пока электронный КСК только входит в дома столичных жителей, активные горожане уже успели оценить все преимущества ранее запущенного приложения с аналогичным названием.

— Наш Центр устойчивого развития столицы совместно с Астана Инновейшн занимается развитием мобильного Smart Astana. Пользователи могут получить услуги акимата через приложение, записаться на прием к руководству города. В пилотном режиме к приложению подключены три поликлиники, куда вы также можете записаться на прием либо вызвать врача на дом. Здесь же, в рубрике «Активный горожанин» акимат проводит различные опросы жителей, после подводит итоги и принимает на основании их мнения решение. Активные горожане уже получают за участие в опросах баллы, которые они в ближайшее время смогут обменять на различные призы, — сообщил нам Виталий Пустовойтенко.

Кстати, совсем недавно была презентована обновленная версия приложения «Smart Astana». А с момента запуска в 2015 году зафиксировано порядка 100 тысяч скачиваний.

Также жители уже сейчас могут узнавать информацию о движении общественного транспорта, ближайших остановках и покупать билеты на ж/д и авиатранспорт, а также на разные мероприятия.

— И еще – вот-вот мы запустим опции, которые будут давать вам полный расклад по развлечениям в вашем пункте нахождения. Например, вы гуляете по бульвару, и через приложение узнаёте, что через 10 минут возле вас включится танцующий фонтан, а через 30 минут — начнется концерт или представление, — рассказал нам IT-архитектор. 

Чей дом лучше

Готовится к запуску и еще один проект Центра устойчивого развития столицы — рейтинг домов.

— Мы провели исследование жилого фонда столицы на примере комфортного проживания тех или иных социальных групп: семей с детьми, командировочных, внутренних и бизнес-туристов. Учитывали такие критерии, как безопасность, наличие аптек, сервиса — столовых, прачечных, химчисток, детских площадок, рекреационных мест. Вплоть до данных Комитета по правовой статистике и спецучетам по преступности в данном районе и в конкретном доме. Плюс будем включать оценку уровня озеленения. В течение двух месяцев запустим этот проект, который будет интересен всем жителям, гостям столицы, риэлторам, покупателям недвижимости. Эта информация будет общедоступной, — сообщил представитель ЦУРС.

Завершая наш разговор, Виталий Пустовойтенко подчеркнул:

— Я люблю Астану, здесь можно увидеть результаты своей работы. Недавно, когда мой автомобиль был на техобслуживании, я много ходил  по нашим улицам и отметил для себя позитивные изменения в облике города, в его пешеходной инфраструктуре. Я по-другому взглянул на город. И да – я понял, что только когда люди вовлечены в жизнь дома, двора, города, только тогда они начинают ценить благоустройство, чистоту и комфорт. В моем дворе КСК вместе с жильцами сделали разметку для машин – вы не поверите, но после этого все начали ставить авто как положено, не загораживая проход пешеходам, в том числе мамочкам с колясками у подъездов. Или после субботников, в которых жильцы принимали участие по высадке деревьев вместе с акиматом, смотрю: к уже посаженным деревцам наши соседи подходят, поливают, ухаживают и даже посадили новые.

Астана