В минувшую среду, 6 ноября, в Бишкеке состоялся очередной саммит Организации тюркских государств (далее – ОТГ). Таким образом, Казахстан передал эстафетную палочку Кыргызстану, который отныне будет председательствовать в Организации.
Известный азербайджанский учёный, историк Ризван Наджафоглы Гусейнов анализирует инициативы, которые были озвучены на форуме, и перспективы ОТГ.
— Ризван муаллим, какие особенности повестки мероприятия Вы бы отметили, чем она была интересна?
— Однозначно: каждое мероприятие ОТГ – это новая страница в истории тюркских государств, народов и «Туранского проекта». Этот саммит юбилейный: 15 лет назад в Нахичевани была заложена основа этой организации с участием президентов Азербайджана, Турции и Казахстана, и сейчас, спустя годы, мы понимаем, насколько важным шагом и своевременным действием это было, несмотря на критику со стороны скептиков, которые считали этот проект «несерьезным» и «не отвечающим вызовам современности». Но время показало, что это не так.
Повестка саммитов из года в год становится всё более насыщенной и актуальной. В частности, после 44-дневной войны и освобождения Азербайджаном своей территории (Карабах. – Ред) Организация тюркских государств «ожила» и заиграла новыми красками. Тюркский проект, наконец-то, получил шанс полностью сухопутно соединиться, а разблокировка транспортных путей через Зангезур стала лишь вопросом времени.
Для себя лично на Бишкекском саммите одним из наиболее важных моментов я отметил то, как тепло общались президенты Кыргызстана и Турции. Мы знаем, что, к сожалению, был ряд вопросов политического характера между Анкарой и Бишкеком, которые привели к частичному охлаждению отношений. Это вызывало огорчение и обеспокоенность у всех тюркских стран. Но эта веха минула, я думаю. Важно, что отношения между Турцией и Кыргызстаном вновь развиваются по нарастающей.
— Насколько качественно эволюционирует Организация, за счет чего происходит ее усиление?
— Действительно, мы сегодня наблюдаем качественную эволюцию ОТГ, пиком которой стало наращивание военно-политического сотрудничества. Члены Организации шли к этом без спешки, пошагово. Если до этого лидеры ОТГ говорили главным образом о транспортно-логистическом, транзитном, гуманитарном сотрудничестве, то на сей раз на повестке стояли вопросы военно-технического, военно-политического характера и взаимодействия в вопросах безопасности.
Если мы можем успешно работать, набирать экономическую мощь, то, естественно, очень важна безопасность стран-участниц ОТГ. Это приоритет.
Уважение к тюркским странам растёт, мы все это видим. И Организация серьезно воспринимается не только нашими соседями, но и на уровне мировой политики.
— Конечно же, важной составляющей ОТГ является усиление экономических контактов между странами-участницами. В 2024 году объем взаимного товарооборота превысил $45 млрд. Тюркская ойкумена простирается на обширных просторах Евразии. Какую роль для стран ОТГ играет развитие транспортно-логистических связей?
— Тюркские народы и государства издревле играли важнейшую роль в логистике, транспортных, транзитных связях в Евразии. Такой статус-кво был у нас в течение не сотен, а тысяч лет. Однако с появлением широкой сети морских путей, созданных несколько столетий назад европейскими странами, сухопутные транспортные пути в Евразии, которые были основой могущества тюркских народов и государств, сошли на нет. Это привело к тому, что почти все тюркские государства были завоеваны соседями. И мы вошли в период, когда стали частью других государств и политических проектов.
Но сейчас, в 21-м веке, создание и контроль новых транспортных, транзитно-логистических путей вновь является архиважным для формирования новых экономических, торговых отношений во всем мире. А это дает нам, тюркам, отличную возможность вновь стать основной и контролирующей транспортные пути силой.
Инфраструктура, которую создает ОТГ, уже опережает на несколько десятков лет те запросы, которые сегодня есть. К примеру, Азербайджан вкладывает огромные инвестиции в строительство дорог, в том числе железных, инфраструктуру, логистику, энерготранзит на всём Южном Кавказе с выходом на Турцию и Европу. Иногда меня спрашивают: зачем Азербайджан тратит уйму денег на объемные проекты, которые не соответствуют реалиям Южного Кавказа и Азербайджана. Но сейчас мы видим, что эти финансовые вливания делают и Азербайджан, и другие тюркские страны более привлекательными и конкурентоспособными в мировой транспортно-логистической системе. Это должно оставаться приоритетом для всех тюркских стран.
— На этом саммите был изменен флаг Организации. А не так давно страны ОТГ приняли поистине историческое решение, утвердив единый тюркский алфавит. Президент Токаев предложил организовать взаимное вещание кабельных телеканалов в странах ОТГ для создания единого информационного пространства тюркского мира. Насколько это повлияет на интеграционные процессы тюркских народов и стран?
— Гуманитарно-культурная составляющая очень важна. Принятие общего алфавита дает нашим народам вновь вернуться к тем истокам, которые всегда играли большую роль в нашем самосознании, истории. Царско-советская политика сделала всё, чтобы на основе другой письменности разделить тюркские народы, создать незримые границы между нашими народами. Я думаю, что мы это быстро преодолели, обычно на такие реформы требуются десятилетия.
Взаимное вещание кабельных телеканалов в странах, создание, тем самым, единого информационного пространства, – это одна из важных составляющих интеграционного процесса. У тюркских народов – своя повестка, свое историческое видение, своя роль в современной политике. Экспертное сообщество тюркских стран должно формировать общее видение и философию наших народов. Мы не должны по вопросам, которые интересуют тюрок, получать информацию от стран, которые не поддерживают нашу общетюркскую повестку.
Наши дети должны знать: что, как и зачем они делают, исходя их наших ценностей, а не искать ответы на вопросы у других. Принятие общего тюркского флага небесной синевы с восьмиконечной звездой является глубоко символическим событием. Этот флаг вновь станет нашей общей путеводной звездой.