РГП лучше, чем ТОО - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
РГП лучше, чем ТОО

РГП лучше, чем ТОО

Подрывом фундамента всей промышленности страны назвали многие известные ученые ситуацию вокруг фундаментальной науки Казахстана.

  • 17 Февраля 2009
  • 2439
Фото - Caravan.kz

Речь идет о постоянных попытках реформирования научно-исследовательских институтов, а, в более широком контексте — ситуации вокруг Национальной Академии Наук.
Шесть лет как НАН утратила свой государственный статус, став общественным объединением, не имеющим поддержки со стороны государства. В принципе, этот шаг сопровождался некими идеями по поддержке Академии в ее новом статусе. Но получилось «как всегда».
Лишение государственного статуса привело фундаментальную науку к состоянию, которое ученые характеризуют как «трагедия» или «кома». Итогом стало представленное сегодня открытое обращение ряда действительных членов НАН к Президенту Республики Казахстан с призывом вмешаться в ситуацию.
— Любая система имеет свой фундамент, основу. В отношении любой сферы промышленности такая основа это фундаментальная наука. На ней уже базируются прикладные исследования, затем конструкторские опытно-промышленные структуры и затем, наверху, промышленность, — объяснил лишний раз важность науки академик Есен Бектуров.
Политика правительства, направленная на реформирование научных учреждений путем объединения их с вузами привела, по словам ряда академиков, подписавших обращение к Главе государства, к фактической ликвидации исследовательских институтов. Например, очень важного для Казахстана Института химии нефти и природных солей в Атырау. Другие институты, как, например, Институт химических наук, один из старейших научных институтов в Казахстане и лучших подобных в бывшем СССР, оказались в сложном положении.
После ликвидации традиционной системы организации науки начались поиски новых форм функционирования академических институтов. Сами ученые считают оптимальным статус республиканских государственных предприятий — РГП. И некоторые институты его все же сумели получить. Но таких институтов очень мало — большинство стали ТОО. Например, институты сейсмологии, геологии, гидрогеологии, горного дела, географии. Это очень негативно сказывается на осуществлении научных исследований. В обращении к Президенту отмечается, что «непродуманная реорганизация научных учреждений, непосредственно занимающихся научной деятельностью, привела к исчезновению многих из них», в том числе, институтов космических исследований, астрофизического института, института минерального сырья.
Заочно полемизируя с вопросом — а нужна ли Казахстану фундаментальная наука, который вслух никто не задает, но, который, все же незримо присутствует в этой дискуссии, ученый озвучили целый ряд аргументов. Основных было два. Первый — подобной реорганизации не прошла ни одна академия наук ни в одной стране. Второй — без фундаментальной науки не осуществить прорыв в направлении инновационного развития Казахстана. Если с первым аргументом можно поспорить, вспомнив Туркмению, где ситуация в этом вопросе была несоразмеримо хуже, то второй бесспорен. Действительно, как говорить о серьезных перспективах развития космических исследований и связи в стране, если не функционируют соответствующие профильные институты? При таком положении казахстанские исследования всегда будут обречены на вторичность.
Кроме претензий к правительству по поводу форм реорганизации научных институтов и слияния их с вузами, у академиков есть вопросы и по ситуации с финансированием. Зарплаты у ученых продолжают оставаться настолько низкими, что приток молодежи в состав научных кадров минимален. По данной части ситуация не менялась ни в «лихие 90-е», ни в годы экономического подъема в 2000-х.
Несколько раз в ходе пресс-конференции авторов обращения звучало сравнение с Россией, где оклады ученым были в последние годы подняты очень значительно. Базовая зарплата доктора наук там составляет до 2 тыс. долларов. Хотя сами академики признают, что во многом это стало возможным благодаря тому, что российские ученые боролись за свои права куда активнее, чем их казахстанские коллеги.

Рисунок с сайта http://www.izvestia.com.ua