Резолюция принята. Что дальше? - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+17 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Резолюция принята. Что дальше?

Резолюция принята. Что дальше?

Ассоциация Школьных Общественных Организаций (АШОО), вооруженная результатами анкетирования, проведенного среди родителей учащихся Казахстана, пригласила за стол переговоров в Астане представителей государственных органов системы образования, членов общественных и родительских организаций, задействованных в решении проблем образования.

  • 25 Марта 2004
  • 1221
Фото - Caravan.kz

Наконец-то чиновники от образования имели возможность познакомиться с родительской общественностью, что называется вживую и узнать об их деятельности много интересного.
Зачем школе деньги?
«Это было очень полезное знакомство, — говорит вице-президент АШОО Инна Ивановна Косова. — У всех на слуху деньги, которые проходят через родительские фонды, а суть денежных взносов никому не ясна. В работу родительских организаций никто никогда глубоко не вникал. На круглом столе нам пришлось столкнуться даже с таким вопросом: «Зачем вы вообще нужны? — Мы рады были объяснить, зачем…»
Больше всех потрясений на этой встрече пережили депутаты мажилиса. Это они искренне недоумевали, когда представители родительских организаций, из разных городов Казахстана говорили о том, что они вынуждены покупать школе мебель, мел, компьютеры, медикаменты. «Зачем?» — вопрошали депутаты, уверенные, что у современной школы имеется все необходимое для образовательного процесса.
Родители объясняли: «Представьте, наш ребенок пришел в школу, у него нет парты, сломан шкафчик для одежды и развален стул, нет доски. Что мы должны сделать? Ждать, пока через 10 лет государство выделит деньги и купит ребенку стол? Нет. Мы покупаем мебель сами».
После чего депутаты искренне заинтересовались, что же еще родители делают в школе сами? АШОО любезно предоставила им результаты анкетирования, в котором были ответы.
Профессор Л.Лашун, кандидат экономических наук заметил, что анкеты позволяют сделать один интересный вывод. В частности отдельным школам в стране почему-то финансирование выделялось ежегодно и почти по всем статьям расходов. В то время как в других школах в отдельные годы финансирование по большинству статей расходов отсутствовало. Из чего следовало, что в стране до сих пор нет единого подхода к порядку выделения средств из госбюджета разным городам и разным школам. Это изначально неверно, так как ставит в неравные условия разные школы, навевает мысли о связях и блате, и логично ставит вопрос для общества о прозрачности процесса выделения средств из госбюджета, а также говорит о создании не менее прозрачных механизмов использования государственных средств.
Депутат Макалкин Валентин Иванович, вникнув в школьные проблемы, высказал интересную мысль: «Надо чтобы государство определило, что входит в понятие бесплатно и платно. Пусть чиновники определят, сколько часов обучения дает школа бесплатно, а сколько платно. Пусть родители четко знают, что они должны купить ребенку учебники, нанять уборщицу, кухарку, сторожа. Тогда, по крайней мере, не будет недоразумений по поводу того, на что у школы есть деньги, а на что нет».
Вообще-то мысль не нова. Родители уже давно хотят знать именно это: на что у школы есть средства, а на что нет, и на что должны быть? Но школы оказались не готовы показать свой бюджет, чем несказанно удивили родителей. Почему? Все давно знают, что деньги в школу не приходят. Одни счета. Даже зарплату учителя получают в банке! Значит всегда можно повесить рядом с отчетом работы фонда, финансовый отчет школы: в этом месяце дали столько-то, деньги истрачены на то-то. Тогда не будет таких разговоров среди родителей — дали деньги школе или не дали. По анкетам родителей видно, что фонды готовы показать свой бюджет, а школы нет. Школы стараются по возможности не показывать средства, которые приходят к ним.
Итак, когда задумывался проект АШОО о прозрачности бюджета, предполагалось, что у АШОО будет информация: на какие школьные нужды у государства есть деньги, а на какие — нет. Пока же удалось выяснить, на что государство дает деньги. На что должно давать — родители так и не узнали. Но участники круглого стола — представители родительской общественности говорят, что ответ на эти вопросы — еще впереди. Пока же для них было важно, чтобы их услышали, чтобы о них узнали правду, чтобы их не считали монстрами, которые сидят на родительских деньгах и жиреют. Есть города в Казахстане, в которых РОО шельмуют, как хотят. А между тем родители готовы отчитаться за свою работу в любой момент. Могут ли сделать то же самое школы и финуправления? Увы, пока нет.
После того как у чиновников от образования открылись глаза на родительскую деятельность, всплыл другой вопрос, не менее важный: если родители являются такими же финансистами школы, как и управление финансов, то папы и мамы должны быть основными заказчиками образовательных услуг.
Именно родители, а не кто-то другой, должен определять чему и как учить детей. Например, родители жалуются на качество новых учебников и говорят, что, может быть, целесообразнее было бы направить эти средства на дооборудование школ. Издавать все учебники подряд — расточительно. А, скажем, переиздать в первую очередь казахский, историю, в последнюю очередь — математику. Однако никто и никогда не воспринимал советы родителей всерьез. Школа получала ценные указания сверху и выполняла их. Теперь родители предлагают школе советоваться с ними.
Участники круглого стола согласились с такой постановкой вопроса. Однако в обществе пока нет механизма сотрудничества государства и общественных организаций. Будут ли они завтра? Вряд ли.
«Но если не говорить об этом сегодня, мы никогда этого не будем иметь, — логично замечает Инна Ивановна. — Родительские организации пока пытаются привлечь к себе внимание. Думаю, у них это получается все лучше и больше. В отдельных городах уже существуют полезные союзы департаментов образования с родительскими ассоциациями. Что же касается школьных фондов, то на круглом столе все признали, что именно тот директор, который создает фонд, признает сотрудничество с родителями и не хочет воровать, потому как фонд — это контроль. Там есть человек, который отвечает за деньги, там есть с кого спросить за них. А где нет фонда — там не санкционированные поборы, никто ни за что не отвечает».
Государство себя не обделило?
По итогам круглого стола была принята резолюция, одним из пунктов которой является вопрос о льготах для родительских организаций. О каких льготах идет речь и кому они нужны?
Заглянем в цифры. Один из председателей родительской организации города Астаны, привел такой пример: «Наш фонд собрал три миллиона тенге для школы. С этих миллионов на миллион купили оборудование для школы и 10 тысяч заплатили налог на имущество. С какой стати?». Льготы для родительских организаций — стали вторым ключевым моментом круглого стола. Нужны льготы! Организаций много. Только в одной Алматы их — 80. И каждая платит налоги. Приблизительно так…
Фонд выплачивает зарплату уборщице, охраннику, врачу. С этих зарплат удерживаются налоги, включая социальные. Кроме того, существует налог на имущество. Если в фонде оборудования на миллион, 10 тысяч надо отдать в налог. Но это не лишние деньги, это не прибыль, это — благотворительные взносы родителей! Фонд всегда найдет, куда их истратить с пользой для школы и детей. Так нет же, приходится отдавать государству. Почему? В чем тут конфликт?
В том, что когда родители сдают деньги в фонд — они приносят деньги с зарплаты, с которой у них уже удержали все налоги, то есть они получили на руки чистые деньги. И вдруг, эти же самые средства, собранные благотворительно, снова облагаются налогом, только теперь уже в рамках деятельности родительского фонда. Вот родители и требуют освободить их от уплаты трех видов налогов: социального, налога на имущество, и взносов, выплачиваемых при регистрации фонда. Когда регистрируется фонд, родители должны выложить порядка 20 тысяч тенге. Хотя те же религиозные организации не платят ничего, у молодежных организаций при регистрации есть скидки. А родители, видимо, самые богатые…
Но…Легко говорить о льготах по части налогообложения, однако в законе об этом не говорится ни слова. Значит и перспектив никаких? Надо менять законы? Можно, конечно, принять подзаконные акты, но их тоже кто-то должен разработать и протолкнуть. Одним родителям это не под силу. Это поняли и чиновники, и депутаты, присутствующие на круглом столе. И те, и другие впредь обещали активно помогать родительским организациям. Родители им поверили…