После публикации в «Караване» руководство КТЖ провело 8 декабря в Кокшетау заседание пользователей железнодорожной ветки от станции Кокшетау-1 до Северной промышленной зоны. Вопрос стоял один: что делать с железнодорожной веткой от станции до промзоны?
Участок подъездной дороги длиной в 2,7 км, соединяющий промзону со станцией Кокшетау-1, принадлежит алматинской компании. Но после январских событий представители компании перестали выходить на связь. Все это время порядка 30 предприятий оставались в подвешенном состоянии. Никто не требует денег за использование веткой. Но и за самой веткой сейчас никто не смотрит. Это стало причиной двух ЧП: в ноябре перевернулся пустой вагон, а затем с рельсов сошла тележка цистерны с бензином. Казахстан стремительно идет к дефициту сжиженного газа
Цистерну ставили на пути больше недели. Затем пользователи ветки сбрасывались на ремонт путей. Это создало пробку из грузовых вагонов на станции Кокшетау, которую некоторые предприятия разгребают до сих пор. Всего в Северной промзоне работает почти 30 предприятий. В том числе нефтебазы, хранилища газа, мельницы, завод по производству комбайнов «Вектор», АО «Кокшетауские минеральные воды», металлобаза, завод строительных материалов.
В итоге решили:
— обратиться к транспортной прокуратуре, чтобы она помогла найти компанию «АзияЛогистик», которой принадлежит ж/д ветка;
— обратиться с письмом к инспекции транспортного контроля, чтобы ее специалисты проверили участок ветки на соответствие правилам технической эксплуатации, обслуживания и ремонта;
— ТОО «КазЖолТранс» рассмотреть вопрос об очистке путей от снега;
— ответственность за безопасность и сохранность грузов лежит на владельце путей.
Такое решение никак не устраивает ни одного из пользователей ветки.
Если перевести на обычный язык это значит: давайте пользоваться путями так. Мы для этого будем чистить пути. Формально поезда не могут передвигаться по рельсам, если машинист не видит оголовки рельсов. Но ответственность за безопасность и сохранность грузов пусть несет владелец, которого еще надо найти
— Мы хотели, чтобы было принято решение о передаче этих основных средств в эксплуатацию. Чтобы их могли ремонтировать и обслуживать. Чтобы у путей появился хозяин. Но этого не произошло. Все это решение ни о чем, — рассказал «Каравану» инженер-энергетик нефтебазы Petro Retil Федор Лавренков. – Мы предлагали свой вариант решения: отремонтировать вскладчину эти пути. Но нас никто не поддержал. Потому что только нас немногих подпирает. Мы готовы вложиться какой-то суммой. Изначально нам посчитали, что выравнивание по шаблону без замены шпал будет стоить в районе двух млн тенге. Но, поскольку сейчас зима, все позамерзало, весь ремонт будет отложен до весны. В итоге все это дело зависло до следующего инцидента.
Есть вариант, что инженеры транспортной инспекции пройдутся по путям и просто-напросто закроют ветку для движения. А там есть за что уцепиться.
В ноябре ТОО «Казжолтранс» проводило анализ подъездных путей. Результат аховый. Шпалы деревянные уже не держат рельсы. Из-за этого они не вписываются в шаблон: стандарт ширины путей 1520 мм, а там все 1525 мм. Проще говоря, рельсы разъезжаются в стороны из-за того, что шпалы сгнили от старости. По этой же причине пути просели. На некоторых накладках отсутствуют болты. Между путями и за их пределами растет трава. Причем кустится она выше уровня рельсов, чего нельзя допускать по правилам железной дороги. На путях мусор и грязь.
Формально, если ветку закроют – все будет сделано по правилам. Если не учитывать, что первой на этой ветке «висит» одна из районных котельных ТОО «Кокшетау жылу». Без поставок угля эта котельная не сможет вырабатывать тепло, что означает разморозку близлежащего района города.