– Я никак не мог понять, почему репетиторство приобрело такой массовый характер, – рассуждает Марк Захарович. – Не скажу, что против того, чтобы грамотные люди зарабатывали на дополнительных занятиях с детьми, но нормально, когда репетитор есть у ученика, скажем, болевшего и поэтому пропускавшего занятия. Или у отставшего от сверстников по причине переезда семьи из одного города в другой. Но если родители практически каждого современного ребенка вынуждены нанимать репетиторов по основным предметам, тогда что делает школа? А я знаю, что у старшеклассников бывает и по 2–3 репетитора, которым родители отстегивают приличные суммы из семейных бюджетов.
Понаблюдав за ситуацией, Марк Подольский, как ему кажется, нашел и причину “беды”.
– Не в педагогах проблема, не в детях и их родителях, – говорит он. – Школьная программа в Казахстане сложная, темпы освоения ее слишком быстрые, заданиями дети перегружены. А нужно учитывать, что вундеркиндов меньшинство, большинству детей необходимо время и повторение для усвоения материала. И способности у всех разные. А если в классе будут одни троечники, то педагога за это очень не похвалят. Вот родителям и рекомендуют дополнительные занятия, и те, желая, чтобы их дети были успешными, соглашаются приглашать репетиторов. И школьники практически лишаются свободного времени, все время занимаясь – в школе, дома, в центрах дополнительного образования. В советское время такого не было – школьная программа была простой и понятной, учебники использовались десятилетиями, качество того образования было одним из лучших в мире. Не перегибает ли МОН сейчас, бесконечно реформируя систему?
Марк Захарович уверен, что и педагогам трудно работать по ускоренной и усиленной программе.
– У меня есть предложение, которое, я думаю, учительская среда поддержит, – улыбается он. – Министру образования и его коллегам из департаментов МОН я предлагаю поработать в обычных городских школах хотя бы недельку. Преподавать там, так сказать, теснейше пообщаться с учителями и детьми. Влиться в их среду, а то далеки они от народа.
А еще Марк Подольский предлагает отменить рейтинги школ.
– Лучшую школу определяют ученики и родители. Именно они могут сказать, где комфортнее учиться и как работают педагоги, как бережно воспитывают здесь подрастающее поколение, – говорит ветеран. – А что такое рейтинг? Это гонка за высокими итогами ЕНТ. Любыми путями. А пора бы уже перестать издеваться над детьми. И из троечников порой вырастают такие замечательные люди, что гордишься ими. А отличники могут и не оправдать ожиданий.
Кызылорда