Ренессанс Хизб-ут-Тахрир или итоги беспринципной толерантности - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+15 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ренессанс Хизб-ут-Тахрир или итоги беспринципной толерантности

Ренессанс Хизб-ут-Тахрир или итоги беспринципной толерантности

Активизация деятельности проповедников радикального ислама, которые начали действовать во всех государствах Центральной Азии, началась еще со времен объявления перестройки в СССР, в конце 1980-х гг.

  • 16 Марта 2006
  • 2357
Фото - Caravan.kz

В результате их деятельности мусульманская община Средней Азии разделилась на приверженцев местного умеренного ислама и «истинно верующих».
Последние выступают под лозунгом возврата к «чистому» исламу (отказ от «языческих» наслоений, восстановление нравственных норм жизни, скромность в быту и т.п.).
К подобным течениям, которые стоят на позиции «чистого ислама» можно отнести и столь популярную в Центральной Азии организацию «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами».
От других радикальных исламских организаций «Хизб-ут-Тахрир» отличается наличием большого опыта деятельности среди мусульман в различных странах. Действуя нелегально, она основывается в своей пропаганде как на серьезные теоретические разработки, так и на современные информационные технологии. Стоит отметить, что данная организация стала первой, кто разработал и разместил в Интернете свой официальный сайт.
На русском, английском, немецком, турецком и нескольких восточных языках здесь представлена информация о программе партии, выпущенных листовках и книгах, о целях и задачах ее деятельности.
Суннитская религиозно-политическая организация «Хизб-ут-Тахрир» (Партия освобождения) была основана в 1953 г. известным религиозным деятелем, судьей шариатского апелляционного суда в Иерусалиме Такиуддином ан-Набхани.
В документах «Хизб-ут-Тахрир» правительства мусульманских стран характеризуются как неисламские, а причиной всех сегодняшних проблем Уммы объявляется «отсутствие Ислама в ее повседневной жизни», в том числе «отсутствие исламской системы правления».
Широкое распространение «Хизб-ут-Тахрир» в Центральной Азии было обусловлено рядом причин. Одной из самых главных из них является недооценка сущности и последствий действий носителей идей этой организации, что привело к значительному различию в подходах стран Центральной Азии к этой угрозе.
Так Узбекистан раньше своих соседей стал бороться с «Хизб-ут-Тахрир», потому что на его территории активисты данной организации развернули активную агитаторскую деятельность. Соседние же республики региона не придавали серьезного значения возможным последствиям деятельности организации.
По всей вероятности, это было обусловлено либо отсутствием у указанных стран собственных оценок угрозы религиозного экстремизма, либо нехваткой политической воли в борьбе против этой организации.
Только после событий 11 сентября 2001 года и антитеррористической операции в Афганистане отношение многих республик Центральной Азии к ней радикально изменилось.
В настоящее время распространению исламизма в Центральной Азии способствуют как внешние факторы, так и накопившиеся внутренние проблемы, а именно:
социально-экономические;
политические;
демографические;
экологические;
межэтнические;

Нужно отметить, что отличительной чертой деятельности данной «Хизб-ут-Тахрир» является идеология возврата к социально-экономическому устройству и к порядкам времен первых праведных халифов.
Как ни странно, это и сейчас находит наибольший отклик среди маргинальных слоев общества, которые в идеях возвращения к истинному исламу видят справедливое решение всех своих проблем.
В этой связи радикальные методы борьбы они считают единственной возможностью для изменения своего положения.
Ни для кого не будет секретом, что лидеры «Хизб-ут-Тахрир» стремились добиться легализации своей организации в постсоветских государствах Средней Азии в качестве политической партии.
Чтобы избежать обвинений в терроризме, активисты партии сосредоточились в основном на пропагандистской работе, но события в мире по-иному распорядились в решении судьбы «Хизб-ут-Тахрир» в Центральной Азии.
В результате активной проповеди необходимости возврата к ортодоксальному исламу, которая была подкреплена финансовой помощью из-за рубежа, в республиках Центральной Азии стали появляться последователи данного течения.
Так, в процессе предвыборной агитации в Кыргызстане, члены запрещенной религиозной партии «Хизб-ут-Тахрир» вполне официально сообщили, что будут активно поддерживать кандидатуру Турсунбая Бакир уулу на пост президента республики.
Баллотируясь кандидатом в президенты, Турсунбай Бакир улуу заявил, что он будет править по законам Корана и шариата. Представители «Хизб-ут-Тахрир» не только вели пропаганду в пользу своего кандидата, но и на избирательных участках были официальными наблюдателями от него же.
Наибольшую активность проявляют «хизбуттахрировцы» на юге Кыргызстана — в Ошской и Джалал-Абадской областях, где кроме идеологической обработки населения, они расширяют свои ряды, создают первичные ячейки партии («халка»), которые подбираются опытными активистами путем постепенной вербовки новых членов из числа верующей молодежи.
Пропагандируя ненасильственное свержение власти, данное объединение имело различные подконтрольные группировки, которые занимались организацией террористических актов. По данным УВД Ошской области Кыргызстана, наряду с «Хизб-ут-Тахрир» в Ферганской долине функционируют около десяти мелких, но мобильных террористических групп, среди которых наиболее активными являются:
«Таблих»;
«Узун сокол» («Длинная борода»);
«Адолат уюшмаси» («Общество справедливости»);
«Ислам лашкорлари» («Воины ислама»);
«Товба»;
«Нур» («Луч»).

В настоящее время «Хизб-ут-Тахрир» имеет региональные отделения в Андижанской, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областях. Общая численность членов этой организации, по самым скромным подсчетам составляет в Средней Азии несколько тысяч человек.
Идеи движения пропагандируются в периодической печати, для этого используются симпатизирующие идеям радикального ислама (или купленные) журналисты и политики, выступающие за легализацию «Хизб-ут-Тахрир» на территории Кыргызстана. Наряду с этим активисты движения занимаются распространением листовок, чье массовое тиражирование налажено в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане.
События в Андижане в прошлом году также заставили задуматься многие государства. Ведь в 2006 году никто из центрально-азиатских соседей не застрахован от проявления активных действий со стороны «Хизб-ут-Тахрир».
Конечно, многие могут утверждать, что данная партия никогда не возьмет в руки оружие, но не надо забывать, что эта организация тем не менее контролирует деятельность мобильных террористических групп, которые не только обучены использовать различные виды вооружения, но и созданы для проведения террористических актов на территории стран Центральной Азии.
В этом отношении наибольшую опасность представляет собой деятельность узбекского и кыргызского филиалов «Хизб-ут-Тахрир». Этому есть свои объяснения.
Так в Кыргызстане в настоящее время власть не является гарантом стабильности и не может поддерживать правопорядок. Народ не устраивает такое положение дел, так как люди хотят выходить из домов на работу и быть уверенными, что они вернутся в целые дома в свои семьи, увидят своих жен и детей.
Если власть не может им этого гарантировать, то объективно люди будут искать опору и защиту у других. И выход из тени, активизация представителей «Хизб-ут-Тахрира» будет воспринята рядовыми гражданами как выход из сложившейся ситуации.
Что касается Узбекистана, то становится очевидным тот факт, что даже при полном уничтожении боевиков экстремистских организаций подконтрольных «Хизб-ут-Тахриру» проблема осталась нерешенной.
Если убирать опухоль хирургическим путем, то ее нужно после удаления тщательно обработать и поставить организм под дальнейшее наблюдение, возможно, назначить стационарное лечение.
В Узбекистане опухоль на теле общественного организма вырезали и обработали, но не поставили общественный организм под наблюдение, не был прописан также курс реабилитации. Эти факторы, которые только на первый взгляд являются второстепенными, в конечном счете могут послужить появлению очередных опухолей.
При этом не нужно быть прорицателем, если события, подобные андижанским повторятся и в этом году, и будут носить не единичный характер. В этом случае власти будут вынуждены не только перевести на чрезвычайное положение страну, но и прибегнуть к использованию вооруженных сил, возможно ограниченных контингентов других стран.
Казахстан в этом случае стоит как бы особняком. И социально-экономическая ситуация благоприятная и власть контролирует всю территорию, но здесь не надо сбрасывать со счетов южный регион Казахстана, который, представляя собой густонаселенный район, также как и юг Кыргызстана находится в поле деятельности представителей «Хизб-ут-Тахрира».
Конечно, таких событий, которые имели место быть в соседних республиках в Казахстане не повторится, но не нужно забывать, что до Андижана-2005 Узбекистан также чувствовал себя уверенно, и также в этой стране была стабильная ситуация.
Конечно, все подобные попытки предупреждения появления отдельных неконтролируемых очагов в той или иной стране региона, как правило, не воспринимаются всерьез.
В то же время история учит совсем по-другому обращаться с даже отдаленными намеками на подрыв стабильности в том или ином государственном образовании.

Фото с сайта www.liter.kz