Моисей в кружевах
– Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Русский музей передали в наши фонды несколько десятков гравюр. Большое поступление произошло в 1956–1959 годах из Эрмитажа. Последующие же приходы были как одноразовыми, так и коллекционными, – рассказывает искусствовед Мария КОПЕЛИОВИЧ.
Выставка “От Дюрера до Домье – гравюра Западной Европы” – летопись времени художников, творивших в ХV–ХIХ веках. В центре внимания – библейские сюжеты, мифология Древней Греции и Рима, позже актуальным становится жанр портретов. Почему от Дюрера? Знаменитый немецкий художник Альбрехт Дюрер возвел гравюру, до XV века относившуюся к ремеслам, до уровня живописи и скульптуры. Увы, мы не увидим здесь ничего из легендарной серии “Апокалипсис”, но не менее ценны его “Поцелуй Иуды”, “Бегство в Египет”, “Герб города Нюрнберга” и еще четыре работы из коллекции музея. В весьма забавной манере представлена история о Моисее в водах Нила. Художники перенесли действие событий в свое время – эпоху Возрождения. Дамы в кринолинах и шелках из рук служанки принимают младенца, обернутого в тонкие кружевные пеленки. Чувство восхищения вызывают портреты русских, английских, итальянских аристократов и политических деятелей разных эпох.
Жемчужина экспозиции – “Нищий” Рембрандта – поначалу удивляет крохотными размерами. Но затем посетители отмечают изумительную, тонкую технику и сильное эмоциональное воздействие. Великий голландский художник творил в технике офорта.
Будем резать или травить кислотой?
Сама по себе гравюра – очень сложный вид искусства. На матрицу в виде доски из дерева, металла или камня наносится рисунок. А далее дело техники: офорт – это рисунок, вытравливаемый кислотой, ненужное пространство или детали заливаются воском. Гравюра, выполненная резцом, – одна из тончайших техник, используются инструменты разных размеров, формы и плотности. Затем матрица полируется специальной каталкой, на поверхность наносится краска и делается оттиск на бумаге. Первые десять оттисков – это эстампы, работы, выполненные самим художником. Но даже первые пятьсот оттисков считаются оригинальными гравюрами. В этой золотой половине тысячи как раз все произведения из коллекции Кастеевки – Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха, Мартина Шонгауэра, Жака Калло, Свебаха Бернард-Эдуарда, Агостино Каррачи, Рембрандта Харменса ван Рейна, Бенедетто Монтанья и других мастеров. Возможно, экспозиция даст толчок для развития казахстанской гравюры.
Алматы