"Реликт" ушедшей эпохи - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+9 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Реликт" ушедшей эпохи

"Реликт" ушедшей эпохи

Недавно принятое маслихатом Алматы решение об ужесточении правил прописки в южной столице вызвало оживленную полемику.

  • 23 Апреля 2010
  • 3325
Фото - Caravan.kz

Многие воспринимают прописку как яркий признак, «реликт» тоталитарной советской эпохи, подлежащий непременной ликвидации в демократическом государстве. Другие возражают: иначе нет никакой возможности контролировать внешнюю и внутреннюю миграцию населения, осуществлять региональные социальные программы, бороться с преступностью…
В Советском Союзе пропиской была государственная система контроля миграции населения, основной принцип которой заключался в жёсткой привязке граждан к их постоянному месту жительства.
Установленный порядок прописки требовал разрешения административных органов на проживание, устройство на работу и учебу, приобретение в собственность жилья.
В советское время паспорт и прописка имели очень много общих черт с крепостным правом. В условиях советского государства наличие паспорта и прописки ставило их обладателя в привилегированное положение, особенно, если человек проживал в населённом пункте с особым порядком прописки. В определённые периоды советской истории паспорта крестьян хранились централизованно, под предлогом обеспечения сохранности. Миллионы колхозников вообще не имели паспортов, они не могли по своему желанию покинуть сельскую местность. Без прописки было очень сложно устроиться на работу, а одним из условий прописки могло быть подтверждённое наличие рабочего места.
В 1990 году Комитет конституционного надзора СССР признал, что положения о прописке ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу выбора местожительства и должны быть устранены из законодательства путем его пересмотра с целью замены разрешительного порядка прописки регистрационным. Однако государственными органами СССР не были приняты необходимые меры к отмене или изменению положений о разрешительном порядке прописки.
В Казахстане также сохраняется институт прописки. Каждый квартиросъёмщик, а также владелец жилья обязан иметь домовую книгу, в которой прописаны все проживающие на данной жилплощади. Домовая книга регистрируется в органах юстиции. Иностранные граждане обязаны зарегистрироваться в течение 3 дней. При выезде из Казахстана у них требуют свидетельство о регистрации. В случае ее отсутствия взимается штраф. Сведения о прописке раньше не заносились в удостоверение личности. Но с недавних пор они стали там отмечаться.
И вот — новое ужесточение правил прописки. 12 апреля этого года городским маслихатом принято решение о введении новых правил регистрации граждан в Алматы, в соответствии с которыми, согласно жилищным условиям и санитарным нормам, на одного человека должно приходиться 15 квадратных метров жилья. Владельцы квартир либо частных домостроений имеют право регистрировать на своей жилплощади вновь прибывших граждан при наличии свободных 15 квадратных метров на одного человека. При этом за алматинцами остается право регистрации на собственной жилплощади близких родственников (перечень указан в законодательном акте), а также родственников, лишенных дееспособности; находящихся на лечении; в длительной командировке либо отбывающих срок в местах лишения свободы, которые могут быть зарегистрированы вне зависимости от размера жилплощади.
Согласно постановлению Правительства от 2000 года, граждане, прибывшие в город Алматы на срок свыше трех месяцев, по-прежнему обязаны пройти временную регистрацию в органах юстиции и получить регистрационную карту, невзирая на наличие либо отсутствие свободной площади у принимающей данного гражданина стороны. Временная регистрация действует до одного года.
Объясняя эту законодательную «новеллу», начальник департамента юстиции города Алматы Багбан Таимбетов пояснил, что данная мера направлена на защиту интересов и прав граждан Республики Казахстан, проживающих в Алматы, с целью регулирования внешних и внутренних миграционных процессов, оказывающих существенное влияние на криминогенную обстановку в мегаполисе. В качестве примера Б. Таимбетов привел хозяина жилого строения, прописавшего на своей жилплощади более 150 человек, что говорит о потенциальной возможности граждан незаконно зарабатывать таким образом. Кроме того, учет граждан необходим для реализации социальных программ.
— Государство обязано обеспечивать своих граждан необходимыми благами, и с регистрацией возникают социальные права человека. У города возникла необходимость принять новые правила регистрации для того, чтобы навести порядок, с целью безопасности, для здоровья населения, — подчеркнул начальник департамента юстиции.
На пресс-конференции, проведенной по этому вопросу, депутат маслихата Андрей Моргунов сообщил, что по статистике в Алматы сегодня официально зарегистрировано порядка около полутора миллионов граждан. Кроме того, по данным миграционных служб в мегаполисе нелегально проживает свыше еще миллиона человек. Депутат заострил внимание на проблемах незаконной торговли в мегаполисе, организованной большей частью приезжими из различных республик и регионов Казахстана, в антисанитарных условиях сбывающих непроверенный товар, что является угрозой здоровью и жизни алматинцев.
— Мы не ограничиваем свободу наших граждан, — уверен депутат. — Но, к нам едут из регионов, где не решаются социальные проблемы. Эти люди пытаются решать их здесь, занимаются незаконной торговлей, частным извозом, создавая пробки. Учтите — до 30 % автотранспорта в Алматы — иногородние. Неконтролируемый поток мигрантов создает криминогенную обстановку в городе.
Депутаты приняли новые правила, опираясь на Закон об особом статусе городе Алматы (ст.3, пункт 8), согласно которому исполнительным органам дается право регулирования миграционных процессов. Однако некоторые юристы считают, что подзаконные акты не должны ущемлять конституционные интересы граждан, а в данном случае новый порядок регистрации это делает. Например, гражданину вполне могут отказать в регистрации на своей площади родственника, не входящего в перечень, будь он хоть самым близким и любимым человеком. Или вот такой факт: сегодня сотни тысяч семейных пар живут в так называемом «гражданском браке». Но по новым правилам, если у владельца жилья нет искомых «лишних» 15 метров, фактического супруга в квартире не пропишут!
Юрист с многолетним стажем Лязат Бекенова также считает, что новые правила ограничивают свободу казахстанцев.
— В демократических странах института, аналогичного прописке (то есть регистрации, носящей разрешительный характер), не существует. В некоторых странах имеется институт регистрации по месту жительства, носящий, однако, заявительный характер — считает она. — Если регистрация дает какие-то преимущества одному человеку перед другим, то это уже почва для коррупции, для административного произвола.
В Израиле, например, регистрация осуществляется в городских и окружных отделениях МВД. Сотрудник министерства выдает гражданину вкладыш в удостоверение личности, где указан заявленный адрес. Главный смысл регистрации — приписка к избирательному участку. На деле процедура не является обязательной, сотни тысяч израильтян не обновляли регистрацию в течение многих лет.
В Бельгии адрес гражданина заносится на идентификационную карту (удостоверение личности, внутренних паспортов в этой стране нет) после подачи гражданином в ратушу заявления о переезде. При этом регистрация нового места жительства происходит уже после самого факта переезда. Административные органы не имеют права отказать гражданину в регистрации постоянного жительства в любом населённом пункте страны.
Граждане США регистрировать свой адрес и его изменения обязаны лишь в том случае, если являются владельцами автотранспорта. В этом случае в некоторых штатах они обязаны в месячный срок после переезда обменять водительские права, чтобы в них был указан действительный адрес места жительства. Не являющиеся водителями граждане и иностранцы имеют право получить идентификационную карту штата (State ID), на которой указывается действительный адрес проживания, дата рождения и биометрические данные. В действительности, хотя граждане и иностранцы и не обязаны регистрировать свой адрес, один раз в год каждый работающий резидент или гость США обязан отсылать налоговую декларацию с действительным домашним адресом. Но миллионы людей этого не делают. Важно, что в США, в отличие от Казахстана и других стран СНГ, граждан не заставляют регистрировать свой адрес только ради самой регистрации, а наличие у человека удостоверения личности с адресом не даёт ему особых прав в указанной местности.
Сейчас законопроект представлен на регистрацию в Департамент юстиции, где проходит экспертизу. По заключению экспертизы новые правила регистрации граждан будут опубликованы в прессе, после чего вступят в силу. Можно не сомневаться, что все так и будет.
В случае нарушения данного законодательства предусмотрена ответственность по ст.377 административного Кодекса в виде штрафа в размере 1 МРП или предупреждения. При этом процедура выдворения распространяется лишь на иностранных граждан. Кроме того, есть санкции и для должностных лиц, нарушающих данные правила — штраф до 20 МРП.
Но недобросовестный чиновник всегда сможет «отбить» свои финансовые потери на взятках…