Религиозный фактор в Республике Казахстан - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-1 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Религиозный фактор в Республике Казахстан

Религиозный фактор в Республике Казахстан

До настоящего времени Республике Казахстан удавалось избегать насилия экстремистского толка, подобного тому, который эпизодически имел место в соседнем Узбекистане, где после распада Советского Союза ислам получил наибольшее распространение.

  • 6 Декабря 2004
  • 4341
Фото - Caravan.kz

В то же время в Казахстане существует реальная угроза появления религиозного экстремизма, и определяется она в большей мере внешними факторами.
В первую очередь, предопределяющий характер носит геополитическое положение Республики.
Со стороны таких стран, как Афганистан, Узбекистан, Китай, Иран существует потенциальная опасность политического давления, которое может проявиться в форме религиозного экстремизма.
Перераспределение зон влияния в Центральной Азии, которое наблюдается в последнее время, делает Казахстан объектом внимания со стороны мусульманских стран, заинтересованных в вовлечении жителей Республики в исламские организации, многие из которых имеют радикальную окраску.
Для эффективного функционирования экстремистских групп на территории Казахстана важно наличие двух основных внутренних факторов, позволяющих проводить инфильтрацию их представителей в казахстанское общество, а именно — снижение жизненного уровня населения и прогрессирующая безработица.
При этом социальная неустроенность жителей Казахстана является благоприятной почвой для проявления экстремизма как одной из форм моральной компенсации и адаптации людей к существующим условиям.
В этой связи либеральное отношение к религиозным течениям со стороны властей может быть чревато для общества непредсказуемыми последствиями, особенно когда в стране существует идеологический вакуум.
Низкий социальный уровень и бедность являются основой для развития многочисленных сект, в том числе экстремистского толка, во всех странах. Поэтому возможны любые формы протеста населения против существующего государственного устройства.
Здесь нужно учитывать, что из всех форм экстремизма для Казахстана наибольшую опасность представляет религиозный экстремизм.
В настоящее время в отношении ограничения проникновения религиозного экстремизма на государственном уровне проводится комплекс мер, направленных на регулирование деятельности конфессий и сект, проведение профилактических мероприятий по выявлению незаконно действующих представителей тех или иных религиозных объединений, а также на выявление и локализацию источников распространения литературы религиозной направленности, в которой пропагандируется насильственное изменение конституционного строя.
В то же время не учитывается ряд сдерживающих факторов, которые не позволяют прогнозировать появление через короткий промежуток времени на территории Республики Казахстан религиозных объединений, связанных с религиозным экстремизмом и возникновение широко разветвленной сети организаций экстремистского толка.
Это, во-первых, то, что традиционный ислам среди титульной нации не имеет глубоких корней и является больше историко-культурным фоном.
Во-вторых, сложившийся определенный менталитет населения Казахстана позволяет говорить о толерантном отношении ко всем религиозным объединениям, функционирующим на территории Республики.
В-третьих, среди населения Республики отсутствуют многочисленные группы, способные стать носителями экстремизма.
В-четвертых, существует контроль со стороны государства за деятельностью религиозных объединений, который во многих случаях не позволяет религиозным объединениям проводить открытую пропаганду своих воззрений или учений.
В связи с этим многочисленные представители соседних стран, которые в последнее время концентрируют свое внимание на Республике Казахстан, не могут найти той благодатной почвы, которая послужила бы основой для развития религиозного экстремизма.
Радикализм по своей сути является лишь формой проявления политической борьбы, конечная цель которой — захват власти. Хотя территория Казахстана из-за практически неохраняемой границы между государствами может использоваться как плацдарм или перевалочная база.
Также немаловажным является аспект своеобразного лоббирования интересов представителями различных религиозных направлений в свою пользу.
Подобная деятельность в большинстве случаях направлена на привлечение и удержание граждан в своих рядах. В этом случае можно прогнозировать создание определенных жестких нормативно-правовых рамок и иных действий государственных органов власти, регламентирующих деятельность одних религиозных объединений в пользу других.
Но учитывая следующие факторы:
— географическое расположение страны;
— наличие значительного количества последователей одной религии;
— ограниченный круг образованных религиозных деятелей;
— низкий социальный уровень жизни в регионах;
— рост протестного потенциала среди населения, —
нельзя себя успокаивать далекой перспективой возникновения на территории Республики Казахстан актов, носящих экстремистский характер.
Даже если Казахстану непосредственно и не грозит нашествие религиозного фундаментализма, тем не менее, не стоит полагать, что экстремизм — не наше дело, а лишь соседское.
Государству гораздо эффективнее следует применять превентивные меры, чем отставать на один и более шаг при следовании за развитием событий.