Религиозные организации в ЦА: сезон продолжается - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+16 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Религиозные организации в ЦА: сезон продолжается

Религиозные организации в ЦА: сезон продолжается

Кыргызстан, один из лидеров демократических преобразований в Центрально-азиатском регионе, сегодня привлекает к себе внимание всех его стран.

  • 15 Сентября 2006
  • 1657
Фото - Caravan.kz

А все благодаря поступающей информации о возможных попытках прорывов вооруженных групп боевиков, которые направляются из Афганистана через Таджикистан и Баткенскую область Киргизии в узбекскую часть Ферганской долины.
Стоит отметить, что в 1999 и 2000 гг. вооруженные боевики ИДУ уже пытались прорваться из Таджикистана в Узбекистан по Баткенскому направлению.
Угроза, нависшая над Кыргызстаном в его южной части, заставляет власти суверенной республики принять превентивные меры в отношении недопущения прорыва боевиков, расшатывания и без того зыбкой внутриполитической ситуации.
Во многом активизация религиозных экстремистов на юге Кыргызстана связана с событиями, имевшими место в начале сентября этого года в г. Ош. Тогда в ходе спецоперации, проведенной кыргызскими спецслужбами, был убит один из лидеров региональной террористической организации «Исламская партия Туркестана» (ранее известная как «Исламское движение Узбекистана») Расул Ахунов.
Стоит отметить, что Р.Ахунов в свое время наряду с Джумой Намангани и Тохиром Юлдашевым (всего насчитывается пять лидеров-основоположников) являлся основателем «ИДУ» и как его сподвижники находился в международном розыске за совершение ряда тяжких преступлений и организацию террористических актов на территории Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана.
Напомним, что в число организаторов Исламского движения Узбекистана входили Тохир Абдухалилович Юлдашев (Тохир Юлдаш/Мухаммад Тохир), Зубайр ибн Абдурахман, Джумабой Ахмаджонович Ходжиев (Джума Намангани), Абдували Ахмадалиевич Юлдашев (Абдулазиз) и Расул Ахунов.
Вместе с тем другая организация, известная как «Хизб ут-Тахрир аль Ислами» не предпринимая военных акций в отношении достижения своих целей, постепенно и небезуспешно стала распространять свои знания и расширять ряды своих приверженцев не только в Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, но и в Кыргызстане (особенно в южных областях республики).
Так, рост последователей «Хизб ут-Тахрира аль Ислами» в Казахстане (особенно в южных областях республики), также является показателем растущей популярности идей данной организации среди местного населения. Например, в Южно-Казахстанской области численность сторонников религиозной организации в 2002 году составляла только 200-250 человек. А к 2006 году последователей стало свыше 2000.
Интересная ситуация складывается и в самом Кыргызстане, где в южных областях численность членов организации составляет по различным данным от 5,5 тыс. до 6 тыс. человек (в 2004 году ряды сторонников насчитывали порядка 4 тыс. человек).
Вместе с тем, по известной всем аксиоме «количество при достижении критической массы начинает преобразовываться в качество» на юге Кыргызстана мирные инициативы религиозных организаций постепенно переходят грани дозволенного.
В результате многие становятся свидетелями вооруженных столкновений между правоохранительными органами и приверженцами так называемого «политического ислама», ряды которых уже насчитывают достаточное количество, чтобы перейти к более активным действиям для достижения своих целей.
Принимая во внимание ограниченность официальной власти Бишкека, которая распространяется только в пределах столицы Кыргызстана и отдельных местах на карте республики, можно без большого труда спрогнозировать активизацию на южном направлении Кыргызстана деятельности многих религиозных организаций.
Вместе с тем и Ферганская долина не дает покоя организациям подобного направления. Так, только в Ферганской долине по разным оценкам действуют порядка 9 организаций:
«Адолат уюшмаси» («Общество справедливости»);
«Акромийя»;
«Ислам лашкорлари» («Воины ислама»);
«Исламская партия Туркестана»;
«Нур» («Луч»).
«Таблих»;
«Товба»;
«Узун сакал» («Длинная борода»);
«Хизб ут-Тахрир аль Ислами».

Наиболее активными и социальноопасными в этом списке являются организации «Хизб ут-Тахрир аль Ислами», движение «Акромийя» и Исламское движение Узбекистана.
Одним из подтверждений активизации вышеуказанных организаций может стать случай, произошедший 12 мая 2006 г в Баткенской области Кыргызстана. Тогда группа из семи вооруженных человек совершила нападение в районе киргизско-таджикской границы на мобильный отряд пограничников и таможенников.
Было установлено, что перед нападением на киргизский пост бандгруппа напала на пограничный пост на территории Исфаринского района соседнего Таджикистана, откуда преступники забрали около двух десятков автоматов Калашникова и большое количество патронов.
Наличие немалого количества оружия в Ферганской долине и на юге Кыргызстана не может не беспокоить, так как рано или поздно это оружие, как то ружье, висящее на стене, из известной всем пьесы, рано или поздно должно выстрелить…
Так, в Ошской области по сводкам МВД Кыргызской Республики, 15 августа 2006 года в Араванском районе в сельской управе Тонмоюн сотрудниками милиции в доме члена Исламского движения Узбекистана было изъято: 2 гранаты Ф-1 с запалом, 10 патронов калибра 5,45 мм от автомата Калашникова, 17 патронов калибра 7,62 мм образца 1943 года, 30 см бикфордова шнура, 1 капсюль детонатор, 2 пакета с порошкообразным веществом весом 38 г (предположительно героин).
Также изъяты 28 книг, 4 компакт-диска, 2 аудиокассеты религиозного толка и 1 камуфляжная куртка.
В г. Карасуу (Ошская область) 15 августа в доме найдены 20 листовок, 2 брошюры религиозно — экстремисткой организации «Хизб-ут-тахрир», 11 патронов калибра 7,62 мм образца 1908 года, 4 пачки типографской бумаги.
В Узгенском районе 15 августа на участке Кольдук сотрудниками УВД Ошской области задержана автомашина «Мерседес», в салоне машины обнаружены 4 патрона 5,45 мм к АК.
Подобный список можно продолжать другими фактами, но та «массовость» появления оружия и приверженцев идеям различных организаций в регионе, позволяет предположить о назревании в среднесрочной перспективе потенциального конфликта.
В радиус действия которого могут быть вовлечены не только правоохранительные органы отдельно взятой страны, но и силы сопредельных республик региона, включая и население, проживающее в зоне эскалации конфликта.

Фото с сайта http://ru.kabar.kg