Всем известно, что наша республика находится на стыке двух мировых религий: христианства и ислама, с богатой культурой, имеющей общечеловеческое значение.
Одним из основных направлений деятельности любого религиозного объединения является распространение своей религии, и потому понятно появление многочисленных миссионеров в Казахстане. При этом миссионерами могут выступать различные люди, в том числе прибывшие в Казахстан по самым разным причинам.
Чем ниже уровень жизни населения, да еще помноженный при этом на отсутствие идеологии в масштабе государства, тем больше шансов у миссионеров завербовать в свои ряды граждан РК.
Впрочем, это касается и граждан всех центрально-азиатских республик, так как уровень бедности в Центральной Азии колеблется от 40% до 83%, связан с неэффективным управлением и коррупцией. И подобная ситуация как нельзя на руку играет представителям религиозных объединений.
Процесс постепенной деградации общества продолжается. Молодые люди, не имеющие работы и возможности получить высшее образование, уходят от проблем современной жизни через приобщение к наркотикам или вступают в преступные группировки. Но при продуманном подходе к данной категории граждан носители религиозных идей имеют все шансы привлечь их свои ряды.
Стоит отметить, что при отсутствии действенного механизма идеологической работы с населением и наличии идеологического вакуума миссионеры активизировали свою деятельность. Работа некоторых из них направлена на нагнетание обстановки, усугубление взаимоотношений с представителями местных властей, которые, в то время как большинство населения находится без работы, разъезжают на шикарных машинах иностранного производства, строят особняки, которые стоят по соседству с полуразвалившимися домами рядовых граждан. При этом резком контрасте в ведении образа жизни нетрудно предугадать, на чьей стороне окажется безработный житель, у которого за плечами находится семья с, как правило, тремя и более детьми.
Все играет на руку религиозным объединениям. Даже то, что в Казахстане до настоящего времени отсутствует соответствующий современным реалиям закон, регулирующий деятельность конфессий. Основополагающими являются статьи Конституции, характеризующие республику как светское государство и налагающие запрет на политизацию по конфессиональным признакам. Поэтому отсутствие действенного механизма регулирующего деятельность религиозных объединений порождает их бурный рост. Если на 1 января 1989 года в Казахстане действовала 671 религиозная община, 20 конфессий и деноменаций, то в 1999 году существовало уже около 6 тыс. общин, принадлежащих к 49 конфессиям. По данным Совета по связям с религиозными объединениями, в 2000 году таковых в стране насчитывалось 2 252, причем 50% из них не зарегистрированы в установленном порядке. Уже в 2001 году в Казахстане существовало 2 618, что при сравнении с 2000 годом несомненно отображает процесс роста религиозных объединений. В настоящее время на территории Республики Казахстан действует около 3000 религиозных объединений и это еще не предел количественного роста.
Особое внимание хотелось бы обратить на Южный Казахстан, так как юг Казахстана в силу своего географического положения, граница с Узбекистаном, Киргизией, близость Таджикистана, Афганистана, разнообразие национального состава, в число которого входят узбеки, таджики, курды и другие национальности, является весьма притягательным местом для конфессий.
В настоящее время на юге Казахстана действуют около 418 религиозных объединений, входящих в 17 конфессий, в том числе 366 мусульманских, 14 русско-православных церквей и 38 нетрадиционных объединений.
Немаловажно отметить и факт активизации деятельности благотворительных общественных организаций и разнообразных культурных центров на южном направлении. Так активно себя проявляют исламские культурные центры и благотворительные общества: «Фонд Ибрагим Бин Абдул-Азиз» (Саудовская Аравия), «Комитет мусульман Азии» (Кувейт), Международное общество «Мекка-Медина».
В городе Шымкенте, например, благотворительное общество «Ислах» государства Кувейт совместно с Южно-Казахстанским институтом арабского языка открыли факультет «Арабский язык и теология», где готовят специалистов в области религиоведения.
Целесообразно отметить, что происходило и происходит широкомасштабное спонсирование исламскими государствами как светских, так и религиозных проектов в Республике Казахстан. Так, Кувейт выделил «мягкий» кредит в размере 25 млн. долларов, в Саудовской Аравии создано специальное инвестиционная компания для работы в Казахстане с начальным уставным капиталом в 50 млн. долларов. Как отмечает чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в Королевстве Саудовская Аравия Б.К. Амреев: «Основным движущим мотивом таких намерений является прежде всего фактор духовного тяготения».
Однако неразвитость религиозного сознания является благодатной почвой для проникновения идей ваххабизма, которое представляет собой радикальное течение — нередко называемое «исламским ленинизмом» за то, что его сторонники активно эксплуатируют идеи равенства и социальной справедливости.
Его последователи рационально используют на благо своего дела трудности экономической жизни, кризис индивидуальных ценностей, недоверие к традиционным духовным институтам, а также к их представителям. Только на юге Казахстана существует несколько исламских течений и независимых друг от друга религиозных общин, что способствует распространению фундаментализма. Все это вызывает обеспокоенность других религиозных общин и создает предпосылки для конфликтных ситуаций на религиозной основе. Многие представители традиционных религий утверждают, что подлинная вера не имеет ничего общего с амбициозными, далекими от религии политических и агрессивных целей религиозных течений. Но нужно понимать, что всегда будут силы, которые будут использовать ислам или другие религии в политических целях, основываясь на принципах исключительности и нетерпимости к другим вероисповеданиям.
История прошедших лет, когда происходило вторжение на юг Кыргызстана исламских боевиков доказывает, что основной целью религиозных экстремистов является создание шариатского государства, как там, так и в Узбекистане. По неофициальным данным, события в Дагестане и Кыргызстане — звенья одной цепи. И там и тут за спинами боевиков стоит «террорист №1» — миллиардер Усама Бин Ладен, за голову которого американцы обещали дать 3 млн. долларов. Именно по его приказу взрывали посольства США в некоторых странах мира, именно он «спонсирует» тех, кто прорвался в Баткент.
За фасадом деятельности различных религиозных объединений нередко проводится не только просветительская работа. Так в одном из духовных учебных заведений обнаружены газеты и книги, направленные, по мнению специалистов, на нарушение территориальной целостности Казахстана. В мае 2003 года в Алматы и Алматинской области в различных местах были задержаны члены Хизб-ут-Тахрир с листовками на руках. Да и в Москве 6 июня 2003 года сотрудниками МВД РФ был задержан 121 член Хизб-ут-Тахрир. Здесь уместно упомянуть, что также имеют место факты того, что во многих «нелегальных» религиозных объединениях воспитывают культ исключительно своей религии и нетерпимость к представителям другой веры.
В настоящее время представители властей не учитывают печальный опыт борьбы с незарегистрированными религиозными объединениями в Узбекистане. Там она привела к образованию Исламского движения Узбекистан, которое в настоящее время представляет реальную угрозу государственной целостности Узбекистана. При этом в борьбу за свои интересы втягиваются и соседние страны, как это было в 2000 году с Кыргызстаном. Если государственные органы начнут свое наступление на религиозные организации путем издания законопроектов, ставящих их вне закона, а также воздействовать на них с помощью силовых методов, то не исключено, что на Юге Казахстана появится очередной очаг напряженности.