Реквием по детской масскультуре - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Реквием по детской масскультуре

Реквием по детской масскультуре

Какие они сейчас - наши дети? Не в смысле образования, а с точки зрения духовной наполненности. Что они ценят и во что верят? И кто или что влияет на формирование их человеческой сущности?

  • 6 Января 2006
  • 1200
Фото - Caravan.kz

Среди каких людей нам придется жить в недалеком будущем и что можно сделать сейчас, чтобы не столкнуться с многочисленными аморальными монстрами в лице собственных сыновей и дочек?
Куда подевалась и возможно ли вернуть ту массовую детскую культуру, которая была призвана, еще пятнадцать лет назад, воспитывать в детях доброту, отзывчивость и порядочность? Ответы на эти вопросы нужно найти именно сейчас, не откладывая на потом, пока сегодняшние восьми- и двенадцатилетки не стали индивидуумами, уже не поддающимися какому-либо влиянию взрослых.
Как все, так и мой
Психологи утверждают, что к возрасту двенадцать-тринадцать лет основные понятия о добре и зле, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», как правило, уже сформированы в сознании ребенка.
Что предлагает сегодня детская массовая культура в качестве примера для подражания? Да и существует ли эта самая культура? Уместно ли вообще в атмосфере гонки за прибылью в современном шоу-бизнесе, книгоиздательстве и песенном творчестве говорить о чем-то духовном?
Откровенно признаться, к написанию этой статьи меня подвигла самодеятельная детская вокальная группа, стихийно собиравшаяся на лавочке перед нашим подъездом.
До самых холодов по вечерам ребятишки от семи до одиннадцати лет усаживались на лавочке и принимались петь подряд все песни, какие они знают. Когда мимо проходили взрослые, детки замолкали, а стоило войти в подъезд, как вслед с надрывом и очень громко раздавалось «Я научусь, я научусь тебя любить. Но каждый день тебе я это буду говорить. Не оставляй меня одну, не отдавай меня ему, об этом я-а-а так м-а-лю».
И дальше «Черный бумер, черный бумер»… Потом по порядку популярности в детской среде звучало также в хоровом исполнении «Муси-пуси, миленький мой, я вся горю, я вся во вкусе рядом с тобой» и так далее. В отличие от меня маленькие любители хорового пения под окнами знают все слова современных шлягеров. Напомню еще раз возраст исполнителей — от 7 до 11 лет! Что неприятно удивило, так это полное отсутствие в репертуаре какой-либо детской песенки. Задумавшись, поняла — да откуда же ей взяться-то этой детской песенке? Ведь те песни, на которых выросли их родители, то есть мы — давно позабыты. А новых никто не потрудился написать. Не выгодно это сейчас. Нормальных, красивых песен не услышишь и у взрослых певцов, что уж говорить о малышах.
Но не только говорить, а кричать нужно. Почему? Да потому, что в отсутствие детских кумиров, для детей же созданных, таких, какими были когда-то «Тимур и его команда», школьники из «Приключений Электроника» и многочисленных выпусков «Ералаша» и т.д и т.п. сегодняшние детишки стремятся подражать кумирам из взрослой жизни.
Поют не только песни, несвойственные возрасту, но и перенимают весьма сексуальное поведение певиц и певцов на сцене, копируют прически, одежду, ужимки, поведение в целом.
Таких девчонок десяти, одиннадцати и двенадцати лет, упорно изображающих из себя «Валерий» или девушек из «Виагры» полно в каждом дворе. Дети перестают быть похожими на детей. Ни увлечений, сообразно возрасту, ни песен, ни поведения сейчас не увидишь. Девочки ведут себя как маленькие женщины. Кстати, так же и одеваются. Современные мамы смотрят на это спокойно. По принципу — мой ребенок не хуже других. Раз все девочки в классе дочери одеваются на праздник как взрослые дамочки, так пусть и моя будет одета не хуже. А то и получше.
Однажды меня покоробил внешний вид и поведение детишек на детском утреннике у маленького родственника, где некоторые второклассницы были одеты в открытые топики с прилепленными к лямочкам цветами и короткие юбочки. На нескольких были длинные вечерние платья с вырезами. Но как эти детки при этом танцевали… Девочки и мальчики 8 лет изображали из себя то ли негритянских рэпперов, то ли латиноамериканских любителей самбы. Детскими танцами Это назвать было нельзя. Мне стало интересно, понимают ли современные родители, что такие игры во взрослых до добра не доводят? Спросила одну маму 8-летней девочки, что бойчее других крутила попой и была размалевана, как в клипе, не рановато, мол, так-то? Что дальше-то будет? Мама со смехом отмахнулась — ой, да они сейчас все такие, взрослеют раньше нашего. С огорчением на том же утреннике пришлось убедиться, что и другие родители ничего не имеют против суперсовременных, и совсем недетских, музыкальных и танцевальных пристрастий своих малолетних детей.
Гаррипоттеромания и пустота
Выход в свет книг, а затем и фильмов о Гарри Потере произвел несколько лет назад настоящий фурор. Впрочем, он затянулся до сегодняшнего дня. Почему? Всем ясно. Мальчик — сирота, да еще и по природе своей волшебник не мог не вызвать симпатии. А школа волшебников вообще в плане фантазии представляла собой непаханое поле. Что ни придумай — все может быть среди такого скопления волшебников. Нечего и говорить, Джоан Роулинг — бесспорно талантливая писательница. И выход книг и фильмов о Гарри явился свежей струей в детскую масскультуру на фоне полного затишья в этой области.
С этой точки зрения Джоан Роулинг — просто молодец. Огорчает и обескураживает другое — неужели кроме Гарри Поттера современным детям нечего читать? В свое время нашему поколению и в голову не приходило отдавать предпочтение какой-то одной книге или фильму. Все прекрасно понимали, что хороших книг много и чем больше их прочтешь, тебе же лучше. В классах постоянно обменивались книгами. Кто-нибудь приносил новинку, и от вопящих «дай почитать» не было отбоя. Занимали очередь. И взахлеб читали Вальтера Скотта, Стивенсона, Даниэля Дефо, фантастику Уэллса, Азимова и Ефремова, наших Стругацких и Вайнеров, всевозможные сказки народов мира и исторические романы. Приключенческая литература была особенно в чести. Оттого очередь на Майн Рида и Фенимора Купера практически не кончалась. Книги о путешествиях и путешественниках тоже пользовались популярностью. Читали все, притом много. И говорить о какой-то одной книге никому просто в голову не приходило. Точно так же, как и об одном фильме. Тогда вообще детских фильмов было много — советского производства, разумеется. Иностранные фильмы, имеются в виду фильмы, снятые в соцстранах попадали на наш широкий экран нечасто.
А уж американские или японские фильмы были настоящим событием. В этих фильмах всегда поражали краски, звук, режиссура. Но… Любимыми все равно становились герои наших фильмов и мультфильмов. Вся молодь страны распевала тогда песни из новых детских кинокартин и мультиков. Да и сами фильмы были добрыми, веселыми и добру же учили.
Сравним с Гарри Поттером. Ведь, если закрыть глаза на симпатягу мальчика и занимательный сюжет, ничему хорошему эти книги и фильмы не учат. Нравственной основы в сюжетах Джоан Роулинг, увы, нет.
Легко, получается, жить маленьким ведьмакам из школы волшебников — как возникла какая-либо трудность в жизни, воспользовался колдовством — и все дела. Дружба, показанная в фильмах, кажется скорее взаимовыгодным сотрудничеством…
Даже влюбленность в исполнении маленьких актеров достаточно рассудочна. Да и вообще, дети в книгах Роулинг рассуждают как взрослые. И красной нитью через все повествование проходит мысль о конкуренции. Этакое сплошное состязание не на жизнь, а на смерть — кто кого. На мой взгляд — это уже не для детей и не из их жизни. Неудивительно, что эти фильмы интересно смотреть взрослым.
Назад — к хорошему
А что же читать и смотреть кроме Гарри Поттера? Увы, ничего яркого и интересного мировая книгопечатная и киноиндустрия пока не предлагает. Отечественная — тем более. У них там деньги есть, но они ими рисковать не хотят. А у наших киношников и аниматоров денег нет и взять негде.
Зашла как-то в алматинскую студию анимации, так там рассказали, что по факту производят один мультфильм в год, да и то, если есть спонсор. Могли бы производить больше, но кто же даст деньги на мультики? Вот и получается, что наши дети просто вынуждены смотреть, что есть — американские мультфильмы, где персонажи постоянно избивают друг друга, норовят обмануть или выставить посмешищем на всеобщее обозрение.
Порадовала меня недавно одна молодая мамочка, которая вместе со мной зашла в видеосалон, где попросила кассеты с мультфильмами. Ей предложили несколько диснеевских, а она ответила — нет американских не нужно, не хочу детей портить, дайте наши, старые советские мультики, все равно какие…
Радует и то, что ценность наших прежних анимационных и художественных фильмов для детей, а точнее их бесценность, поняли российские телевизионщики. Они теперь часто крутят старые советские мультики и фильмы. Телеканал «Детский мир», можно сказать, специализируется на показе советской кинопродукции. Это, конечно, радует. Но вот за державу обидно, не за российскую, за свою родную. Когда же у нас дойдут руки до производства своей киномультяшной и книжной продукции для наших детей?
Как мы научим быть наших детей добрыми без примеров, без добрых книг и фильмов, если про это самое доброе в иностранной продукции нет, а своей не производим? Увы, получается, в этой теме, остается больше вопросов, чем ответов.
Единственное, что, на мой взгляд, смогло бы действительно решить проблему детской бездуховности и бескультурия, так это выработка государственной программы на самом высоком уровне, с содержащейся в ней идеологией воспитания маленького казахстанца, как активного и позитивно настроенного члена нашего сообщества.
И хорошо было бы предусмотреть в этой программе финансирование детской книжной и кинопродукции.
Еще отличней — устроить в рамках этой программы конкурсы на лучшие детские книжки, а также сценарии к фильмам и мультфильмам.
Думается, пока такой программы не будет, рисковать выходить на отечественный рынок с продукцией «made in Kazakhstan» никто из свободных продюсеров не станет. А это значит, что наши дети по-прежнему будут бездумно подражать иностранным героям и героиням, представляющим собой весьма сомнительные личности в плане нравственности, морали и духовного содержания.