Как известно, министерство культуры, информации и общественного согласия РК собирается в будущем году внести на рассмотрение в парламент новый законопроект «О средствах массовой информации», как бы в дополнение к ныне действующему. В проекте основное внимание уделено правам и обязанностям учредителей СМИ по отношению к журналистам и зрительско-читательской аудитории. Логичнее было бы поступить наоборот: вначале окончательно утрясти все правовые проблемы СМИ, а уж потом рассматривать вопрос о рекламе. Но у нас, как всегда, телега «бежит» впереди лошади, отчего впоследствии принимаются многочисленные и запутанные поправки и дополнения к законам. Да и «сырость» законопроектов явно становится традиционной. Тот же «О рекламе» юристы считают непродуманным и однобоким.
Отношения государства и средств массовой информации складываются непросто. При всей декларированной независимости прессы и ТВ, государство не в силах отказаться от роли контролера и цензора. И это, по мнению независимых экспертов, в очередной раз демонстрирует проект закона «О рекламе». В частности, статья 9, посвященная телевидению и радио, строго регламентирует объем рекламы: не больше 10 процентов от общего объема вещания. Оно бы и ладно, если бы в стране работал единственный телеканал — государственный. А как быть частным? Существовать на деньги налогоплательщиков, она не могут, государство их не дотирует, и выживают, следовательно, исключительно за счет рекламы. Во всем мире — это обычная практика, таким образом идет здоровая конкуренция между телекомпаниями, «подхлестывание» творческого поиска: чем интереснее канал, тем щедрее рекламодатель. И никто не вправе диктовать телевизионщикам, сколько времени отдать под памперсы и жвачку, они решают это сами, интуитивно соблюдая «золотую середину», дабы не потерять зрителя. У нас же закон вновь готов отдать государству роль строгого дозатора, фактически нарушая права владельцев частных телеканалов и радиостанций.
Еще один весьма спорный момент — статья 15 «Защита несовершеннолетних при производстве, распространении (размещении) рекламы. В общем-то, вся статья скромного объема нацелена больше на защиту родителей, нежели их отпрысков. «Не допускается дискредитация авторитета родителей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних», — гласит пункт 1. Слов нет, авторитет «предков» — дело святое, и реклама никоим образом не должна на него посягать. Как быть тогда с идиотами-родителями из Вилларибы (или Виллабаджио?), которые скоблят и скоблят отвратительно жирные противни и никак не дотумкают своими тыквами использовать знаменитый «Фэйри»? Урон от этого отцовскому авторитету или нет? А какие эмоции должен вызывать Толоконников-Шариков, колошмативший антикварную авоську с яйцами в буйной тоске по разбитому пузырю «Семей су», которая всегда с народом? Его герой ведь тоже — человек семейный (судя по яйцам) и образ являет собой не самый симпатичный.
Конечно, в отношении несовершеннолетних речь главным образом идет о рекламе телевизионной. По мнению психологов, дети и подростки — наиболее подверженная воздействию телерекламы часть аудитории. Во-первых, проводит перед экраном очень много времени, во-вторых, как бы незаметно восполняет недостаток общения со взрослым миром — родители на работе, детеныш оставлен наедине с «ящиком». А оттуда несется: «Первый прыжок? Пересохло во рту…» и т. д. Но если подростки 14-16 лет, в силу периода всеобщего скептицизма, подсмеиваются над разными «И тогда мы Максом тормознули…», то на «мелких» зрителей реклама воздействует напрямую.
— Российские психологи видят в этом созревшую проблему и уже бьют тревогу, — говорит руководитель алматинского центра «Антикризис» Александр Переведин. — Не сформировавшееся детское сознание жадно «хватает» красивые картинки-сюжеты, в которых райское наслаждение, свежее дыхание — словом, жизнь в свое удовольствие преподносится как данность. Упор, как всегда, у нас делается на халявность: принеси десять сигаретных этикеток и выиграй, вырежи купон и получи. Сама тональность рекламных роликов на 99 процентов — иждивенческая, а потому не удивляйтесь, когда ваше чадо, насмотревшись TV, потребует поездку на океан, девочек или поход в «Baskin robbins» (в зависимости от возраста).
Что и говорить, можно часами рассказывать подростку саги о том, насколько идеален его родитель, но достаточно одного взгляда от волшебного экрана с глянцевым «Феррари» за реальное окно, где корежится битая папина «девятка»… А вы, господа разработчики проекта, говорите: «не допускается подрыв…» Эх, падает авторитет родительский поминутно, ведь ни в одном клипе не говорится о том, что не худо бы денежки как-то заработать. Впрочем, отечественные рекламопроизводители предлагают такой вариант: за компьютером сидит малолетний хакер, и после некоторых пассов короткими ручонками на мониторе вылезает строка: «Доступная сумма $1 … и впечатляющее множество нолей». Вот как надо! Теперь вопрос: компьютер — это товар непосредственно для несовершеннолетних или нет? Вопрос не такой простой, как кажется. Если компьютер — уже почти как памперс, тогда все нормально. Если все же достижения Билла Гейтса непосредственно предназначались для взрослых, ролик с умненькими мальчиками придется снимать, ибо пункт 5 статьи 15 проекта запрещает «визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам (работам, услугам) для несовершеннолетних».
Словом, здорово взволновало автора недопущение потенциальным законом дискредитации ее собственного авторитета. Реклама всевозможных дорогостоящих вещиц, бесполезных средств и невкусных продуктов, понятно, никуда не денется. Это что ж теперь, простого мыла не купи, дабы свой авторитет перед дочерью не сгубить навек?
При современном засилье и низком качестве телерекламы очевидно: тема «реклама и дети» нуждается в тщательном анализе, особом подходе. Здесь нельзя обойтись общими фразами типа «не допущать», и поэтому к работе над законопроектом просто необходимо было привлечь психологов. Жаль, что этого не произошло.
Реклама — неизбежная часть цивилизованной жизни. Она может быть безвкусной и назойливой, доводить телезрителя до остервенения, зомбировать детей. Весь Запад плюется и щелкает пультом, пытаясь уйти от рекламного насилия. Им проще — каналов-то сотни. У нас в сравнении с могучими теле- и радиоимпериями — пока всего ничего. Так дайте им выжить. А зритель потерпит и привыкнет, в конце концов ему, закаленному, все нипочем — были бы сериалы.