Реклама в Казнете: мнение специалиста - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Реклама в Казнете: мнение специалиста

Реклама в Казнете: мнение специалиста

Во всем мире реклама в интернете уверенно набирает обороты. У нас, как всегда, "свой путь".

  • 17 Октября 2006
  • 1621
Фото - Caravan.kz

Об особенностях и трудностях казнетовского рынка рекламы рассказывает директор интернет-компании PROFIT Online Александр Васильев.

— Александр, давайте начнем ab ovo: что значит «интернет-компания»?

— Все просто — это компания, чей бизнес полностью завязан на интернете. В частности, у PROFIT Online сегодня два основных направления деятельности: мы создаем и развиваем собственные интернет-проекты и выступаем в качестве рекламного агентства — размещаем рекламу в интернете.

— Какие проекты вами уже реализованы?

— Пока наш главный сетевой актив — это PROFIT ( www.profit.kz ), сайт, посвященный информационным технологиям в Казахстане. На нем представлены: лента новостей, календарь событий, справочная информация о специализированных изданиях.
В ближайшее время мы запустим несколько новых разделов — на сайте появятся статьи, посвященные ИТ-рынку Казахстана, и каталог казахстанских ИТ-компаний.
В общем, на PROFIT представлено все, что имеет отношение к казахстанскому рынку информационных технологий или напрямую затрагивает интересы отечественного ИТ-бизнеса. По крайней мере, мы к этому стремимся. И это стремление заложено в названии ресурса — PROFIT раскладывается на две составляющие: «prof» и «it», т.е. профессионально об ИТ и для профессионалов в ИТ.
Естественно, есть масса интересных идей и по созданию других проектов, в том числе, не имеющих никакого отношения к ИТ. Постепенно идем к их реализации.

— А насколько успешна ваша довольно узкая специализация? Ведь в интернете масса ресурсов, посвященных «железу…

— Ну, во-первых, PROFIT посвящен не «железу», а именно событиям, процессам, происходящим на ИТ-рынке. Во-вторых, к сожалению, Казнет не изобилует сайтами, чей контент основывался бы на отечественных реалиях.
Для чего создаются сайты, повторяющие содержание рунетовских ресурсов, причем в урезанном и не совсем «удобоваримом» виде, я вообще не понимаю. Все эти странички с пособиями для «веб-мастеров»? Очень распространены «миксы» — где в одну кучу свалены и казахстанские новости, и информация о «новинках тайваньских производителей». В итоге — каша, и отделить в ней зерна от плевел, как правило, весьма трудно. Я ничего не имею против таких ресурсов, наверняка у них есть своя благодарная аудитория, но мне кажется изобретать велосипед ни к чему — есть масса качественных российских новостных сайтов, посвященных «компьютерной» тематике.
Откуда, кстати, наши и берут большую часть «ингредиентов» для своих «миксов». Поэтому наш ресурс по-своему уникален и пользуется заслуженной популярностью, т.к. оправдывает ожидания посетителей. Мы аккумулируем разрозненную информацию в одном месте — как раз, зерна собираем. И вообще, я за то, чтобы все ресурсы Казнета были максимально привязаны к казахстанской действительности.

— А как же сайты специализированных ИТ-изданий? Ведь им, казалось бы, сам бог велел?

— Эти сайты — отдельная песня. Причем песня почти без слов, потому что у основной массы ИТ-изданий ( http://www.profit.kz/press ) либо вовсе нет сайтов, либо они выполнены довольно слабо. У некоторых изданий — сайты-призраки: они то есть, то их нет. Навскидку, пожалуй, я могу назвать только два положительных примера — это сайты журнала Computer Club Magazine (www.ccm.kz) и газеты «Альфа» ( www.alfa.kz).
Это стабильные, качественные и популярные ресурсы, Computer Club даже становился победителем интернет-премии AWARD.kz.
Однако у них есть свои особенности. Так, сайт Computer Club — это электронная версия журнала, а «Альфа» интересна в первую очередь обширной базой прайсов на компьютерную технику.

— Каковы последствия ситуации, когда не у всех «компьютерных» изданий есть полнофункциональные сайты?

— Ну, во-первых, страдает информационная ценность Казнета. Во-вторых, создается дефицит рекламных площадок в казахстанском интернете. Что, в свою очередь, тормозит развитие рынка интернет-рекламы в Казахстане.

— А такие рекламные площадки действительно востребованы? Реально есть дефицит?

— Да. Дело в том, что львиная доля интернет-рекламы приходится на компании ИТ-сектора. И это понятно, т.к. именно они по роду своей деятельности первыми осознают те возможности, которые открывают новые технологии. А реклама, привязанная к контенту, содержанию, наиболее эффективна. Поэтому спрос довольно высок.

— Зато, наверное, у существующих площадок нет проблем с рекламодателями…

— Пока да. Но ведь многие, получив отказ, уходят безвозвратно. А площадки вынуждены отказывать — спрос превышает предложение. Количество баннеро-мест у каждого сайта ограничено, т.к. соотношение полезного содержания и рекламы должно быть разумным — если самый интересный сайт утыкать баннерами, то никто на него ходить не будет. Такая «мурзилка» раздражает визуально, да и грузится долго. Владельцы сайтов это понимают и вынуждены отказывать в размещении рекламы. Рекламодатели, естественно, не в восторге.
Особенно в ситуации, когда других альтернатив практически нет. Так, наша компания, в интересах своих клиентов неоднократно пыталась зайти на несколько популярных сайтов. Не получилось — по разным причинам, в том числе отсутствия свободных мест. Больше мы эти площадки своим клиентам при составлении медиапланов не предлагаем…

— Они у вас в черном списке?

— Я бы не назвал этот список черным. Это просто сайты, нежелательные для сотрудничества. Мы знаем, что с ними очень тяжело работать. Хотя черный список тоже уже открыт… Но в нем, к счастью, пока только один сайт — он туда попал из-за абсолютно неадекватного поведения. Площадка под разными предлогами тянула с подписанием договора и не выставляла счет, а за несколько дней до старта кампании объявила о том, что поднимает расценки — стоимость размещения выросла почти в двадцать раз. Естественно, мы были вынуждены отказаться — во-первых, это противоречит нормам бизнес-этики, а во-вторых, с клиентом был утвержден совершенно другой бюджет.
В итоге рекламная кампания оказалась под угрозой срыва, мы серьезно подвели нашего партнера, да и площадка ничего не заработала, кроме плохой репутации. Конечно, мы нашли выход из ситуации, но с этим сайтом больше работать не будем.

Окончание следует…
В следующей беседе Александр Васильев даст характеристику рынку интернет-рекламы в Казнете в целом, посоветует как действовать компаниям, которые решили рекламироваться в интернете, и ответит на другие вопросы.

Коллаж с сайта http://www.pr-internet.ru