О результатах, достигнутых за этот период, порталу Strategy2050.kz рассказал Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.
Основной задачей института бизнес-омбудсмена стала защита предпринимателей от незаконных действий со стороны государственных органов. Деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана обеспечивается Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен».
«Первым бизнес-омбудсменом был Болат Палымбетов. Согласно Предпринимательскому кодексу, он проработал 4 года. В то время я был руководителем аппарата бизнес-омбудсмена. А в должности бизнес-омбудсмена — с февраля 2020 года. За годы работы мы встречались с предпринимателями со всех регионов Казахстана, изучали проблемы, с которыми они сталкиваются. Бизнес жаловался на незаконность возбуждения уголовных дел и в целом на репрессивность Уголовного кодекса. Поэтому основным приоритетом нашей деятельности стала гуманизация и декриминализация уголовного законодательства по экономическим преступлениям. Амнистия, приуроченная к 25-летию Независимости Казахстана, позволила более 600 осужденным предпринимателям вернуться в экономическую деятельность», — отметил Рустам Журсунов.
Как проинформировал Рустам Журсунов, из Уголовного кодекса РК была исключена 215 статья — «Лжепредпринимательство». Еще в шесть статей включены примечания об освобождении от ответственности в случаях, когда деяние совершено впервые и предприниматель добровольно возместил нанесенный ущерб.
Была кардинально пересмотрена система государственного контроля и надзора. Если в 2011 году действовало более тысячи всевозможных лицензий и разрешений для предпринимателей, то сейчас их осталось всего 291.
С 2016 года после введения института бизнес-омбудсмена рассмотрено свыше 27 тысяч обращений предпринимателей. Общая сумма защищенных имущественных прав составила 205,7 млрд тенге. Более 70% проблем бизнеса решались на региональном уровне.
«В 2020 году по линии защиты бизнеса в офис бизнес-омбудсмена поступило 5 175 обращений, из них 2 245 (44%) решены положительно. Сумма защищенных имущественных прав предпринимателей составила 35,25 млрд тенге. Это отмененные штрафы, возврат активов или иные способы сохранения имущества бизнеса», — добавил спикер.
С 2019 года началось подписание Дорожных карт с акимами областей, в которых нашли отражения все системные проблемы бизнеса и пути их решения. Также были подписаны Соглашения о взаимопомощи и сотрудничестве с бизнес-омбудсменами России, Узбекистана и Грузии. Решены десятки проблемных вопросов как казахстанских, так и предпринимателей этих стран.
«Например, совместными усилиями бизнес-омбудсменов Казахстана и России уже защищены права нескольких субъектов предпринимательства, как казахстанских, так и российских. К примеру, компании ТОО «Монтаж Электрических Сетей 110-500» возвращено похищенное на территории РФ имущество на сумму 10 млн тенге, задержаны лица, подозреваемые в хищении имущества ТОО «NORD-KAZTRANS PV» на территории Челябинской области, сняты аресты с имущества ООО «ТехКомплект» на территории Костанайской области. В Воронеже решили проблему ТОО «Саламат-Агро» с Кызылорды, который обратился с жалобой на действия российской компании с города Воронеж ООО «СБ Агро». «Разрулили» доставку покупки казахстанца на 7,8 млн тенге», — сказал бизнес-омбудсмен.
По его словам, в последнее время, вследствие пандемии, характер жалоб изменился. По сравнению с 2019 годом отмечается рост числа обращений на 7%, каждое третье обращение связано с работой в период ЧП и карантина.
С начала введения чрезвычайного положения обработано более 144 тысяч устных запросов и письменных обращений. В большинстве случаев затрагивались вопросы исполнения договорных обязательств и иные хозяйственно-экономические вопросы: разрешение на работу и передвижение, пропуска, предельные цены, коммунальные услуги, налоги, социальные выплаты и т.д.
С первых дней ЧП офисом бизнес-омбудсмена направлены более 50 инициативных писем по решению проблем бизнеса в Правительство, Генеральную прокуратуру, Верховный суд, МВД, министерство здравоохранения и другие госорганы. Оперативно разрешились наиболее острые проблемы, в частности, приостановление проверок, беспрепятственное передвижение фермеров, работа курьерских служб, освобождение от арендной платы, предоставление налоговых послаблений, минимизация штрафов и др.
В период режима ЧП поступило 6 970 заявок о выдаче свидетельств о наступлении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), выдано 6 121 свидетельство.
«Во избежание излишних и многочисленных судебных тяжб и для обеспечения стабильности делового оборота, на всех уровнях был поднят вопрос о признании ЧП форс-мажором. С учетом поручений, данных Главой государства, статья 359 Гражданского кодекса дополнена поправкой о признании ЧП форс-мажором. Поправки внесены 3 июля 2020 года», — проинформировал Рустам Журсунов.
Также он рассказал, каким образом регистрируются жалобы предпринимателей и как им можно подать обращение на имя бизнес-омбудсмена.
«Предприниматели пишут обращения на блог бизнес-омбудсмена на моем официальном сайте. Записываются на прием. Отправляют письма в канцелярию. Пишут через социальные сети. Все наши данные указаны на нашем официальном сайте ombudsmanbiz.kz. Никаких проблем нет. Мы отвечаем на все обращения. Ни одно обращение не остается без внимания», — подчеркнул он.
Кроме того, Рустам Журсунов проинформировал о том, что предпринято в рамках поручения Президента РК Касым-Жомарта Токаева об усилении защиты предпринимателей от рейдерства и незаконных действий правоохранительных и контролирующих органов.
«В целях усиления защиты от незаконных действий правоохранительных и контролирующих органов в 2020 году совместно Генеральной прокуратурой мы создали рабочую группу по рассмотрению обращений предпринимателей, в том числе по фактам рейдерства. Совещания проводятся в формате онлайн с участием предпринимателей, уже проведено порядка 10 совещаний. По представленным материалам органами прокуратуры проводится детальное изучение. Считаем, что причиной «популярности» рейдерства в нашей стране стали пробелы в законодательстве, отсутствие эффективных инструментов защиты собственности. В действующей редакции статьи 249 УК «Рейдерство» перечислены способы, которые даже сегодня не являются исчерпывающими, а их присутствие в диспозиции статьи делают ее громоздкой и сложной. Как показала практика, данная статья фактически не работает и очень редко кто-то привлекается к ответственности (практически нулевая статистика)», — сказал он.
Бизнес-омбудсмен привел такую статистику: в 2016 году по статье 249 УК находились в производстве уголовные дела по 5 правонарушениям, направлены в суд – 1, осуждено 1 лицо. В 2017 году – 2 дела, в суд – 1, осуждено – 0. В 2018 году – 0 дел, в суд – 0, осуждено – 1. В 2019 году – 2 дела, в суд – 0, осуждено – 0. В 2020 году – 10, в суд – 4, осуждено – 0.
Спикер считает, что в условиях динамичного развития, где постоянно применяются многочисленные формы и варианты рейдерства, привязка к определенным схемам не обеспечивает эффективное противодействие.
«Помимо этого, рассматривая дела о рейдерстве, правоохранители борются не с причиной, а со следствием. Возбуждаются дела по другим статьям УК, к примеру, о неправомерных действиях при реабилитации и банкротстве. (ст.237). Но даже в таких случаях, когда предприниматели приносят все доказательства противоправных действий со стороны того же реабилитационного управляющего, уголовные дела по рейдерству практически не возбуждаются», — проинформировал Рустам Журсунов.
Генеральной прокуратурой совместно с НПП «Атамекен» и заинтересованными госорганами выработаны предложения по внесению поправок в уголовное и административное законодательство.
«В статье 365 УК (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности) предложено дополнить диспозицию части первой такими способами воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, как путем нарушения порядка проведения проверок, неправомерного отказа в выдаче или уклонения от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности, незаконного приостановления деятельности субъекта предпринимательства и другими. По диспозиции статьи 249 УК (рейдерство) прорабатывались различные варианты, в том числе о переводе ее в формальный состав и отнесения к рейдерству любые противоправных способов захвата чужого бизнеса. По итогам многочисленных споров предложено дополнить статью новой частью, выделив в квалифицированный состав формы рейдерства, сопряженные с принуждением или привлечением ресурсов государственных органов (в т.ч. правоохранительных, контролирующих, судебных), которые повлекли причинение существенного вреда, и усилить санкции статьи», — подчеркнул он.
Кроме того, в КоАП предложено до одного года увеличить срок давности для привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения, выявленные по результатам государственного контроля в области поддержки и защиты субъектов частного предпринимательства. Увеличение сроков направлено на повышение эффективности и обеспечение неотвратимости наказания должностных лиц.
«Эти предложения неоднократно рассматривались на площадках Генеральной прокуратуры, Администрации Президента и поддержаны всеми уполномоченными госорганами. В августе 2020 года в ходе совещания по вопросам борьбы с коррупцией Глава государства повторно поднял этот вопрос. Поручение было адресовано Правительству, в связи с чем министерство финансов, а впоследствии Агентство по финансовому мониторингу проводило работу по разработке законопроекта и его согласованию. В настоящее время работы ускорены, находятся на особом контроле Администрации Президента», — дополнил спикер портала.
В апреле текущего года законодательные поправки инициированы депутатами Мажилиса Парламента в рамках проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления борьбы с рейдерством, защиты предпринимательской деятельности от незаконного вмешательства государственных органов и должностных лиц и усиления мер, препятствующих нелегальному обороту драгоценных металлов».
«Сейчас идут заседания рабочей группы, надеемся в скором времени проект закона будет принят», — заключил Рустам Журсунов.
Следует отметить, что институт омбудсмена существует в более чем 50 странах с различным формами правления: президентских республиках (Финляндия, Франция, США), парламентских республиках (Швейцария, Австрия, ФРГ), конституционных монархиях (Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Австралия, Нидерланды, Великобритания, Канада).