В последние годы в интернете набирает популярность такое явление как рэп-баттлы. Эти действа буквально захватывают умы молодых людей и благодаря этому набирают миллионы просмотров. Так баттл рэперов Oxxxymiron и Слава КПСС лишь за сутки набрал 10 миллионов просмотров и тем самым побил мировой рекорд.
Не обошел вниманием это явление советский рок-исполнитель Юрий ЛОЗА, который в последнее время ударился в блогерство. Музыкант сделал несколько громких и жестких заявлений для СМИ, а позже написал пост на своей странице Facebook, где сравнил рэп-баттлы с казахскими айтысами.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz решил поговорить с известным акыном, председателем правления Международного союза акынов-импровизаторов Журсином ЕРМАНОМ, дабы узнать можно ли сравнивать айтысы с рэп-баттлами и о том, как обстоят дела с айтыс-культурой в настоящее время.
— Накануне Юрий Лоза сравнил рэп-баттлы с казахскими айтысами. Как вы думаете, насколько корректно это сравнение?
— Это неуместно. Такие вещи даже нельзя сравнивать – это совсем разные направления. Я согласен с тем, что Юрий Лоза поступил некрасиво, сравнивая такую глубокую вещь, как айтыс, с такими поверхностными явлениями как рэп и рэп-баттлы.
— Ведь айтыс имеет древние корни и историю…
— Айтыс всегда имел место в нашей культуре. Это устное народное творчество. Посмотрите сами, сколько веков он уже существует…
Да, в советское время айтыс потух. Потому что это было никому не нужно.
— А с чем это связано?
— Дело в том, что в айтысе акыны позволяют себе такие вольности, как критика верховной власти, линчуют недостатки как социальной, так и культурной жизни народа. В советское время это было непозволительно. Конечно, кое-какие айтысы проводились тогда, но под строгим контролем. Заранее требовали тексты, а ведь айтыс это импровизация.
С 1984 года начался новый виток в истории айтыса. Мы начали проводить межобластные айтысы, стараясь вернуть старый стиль. Было очень трудно, ведь все было забыто. Но нам удалось восстановить айтыс-культуру. Академик Нургалиев в честь этого даже назвал меня реформатором и реставратором айтыса.
— Насколько сильно изменился айтыс с тех времен?
— Все это выросло, ведь мы проводим айтысы на больших площадках, во дворцах культуры, например. Также появились ограничения по времени для акынов. Назначаем судей. Раньше такого не было – раньше акын должен был сам признать поражение. Теперь же это делают судьи.
Делаем айтысы для телевидения. Хотя, раньше такого сделать нельзя было. Советская власть запрещала нам выходить на телевидение. Сейчас тоже показывается не все, очень острые места вырезаются. Цензура все-таки есть.
— Поддерживается ли айтыс-культура правительством?
— Недавно я выступал на сессии Ассамблеи народа Казахстана, перед Президентом. Рассказал о том, как обстоят дела с айтыс-культурой в данный момент. Нурсултан Назарбаев поддержал меня и дал указание акимам и министрам, чтобы способствовали в проведении айтысов. Говорит, в течение года проводите айтысы в регионах, а осенью в Астане или Алматы делайте итоговый годовой айтыс с лучшими представителями жанра.
Это открыло нам дорогу. Сейчас у меня нет свободной недели, везде айтысы проводим. Завтра выезжаю в Караганду, где будет проводится международный айтыс с участием представителей Китая, Монголии и Кыргызстана. Айтыс будет в честь 350-летия великого Казыбек Би.
Потом первого-второго сентября в этноауле на ЭКСПО-2017 тоже буду проводить международный айтыс. Сейчас стало намного лучше.
— Удается ли столь древнему и великому искусству конкурировать с новыми модными музыкальными жанрами?
— Тут даже нельзя говорить о конкуренции, ведь айтыс — это совсем другой жанр. Да, есть рэп, есть рэперы, но они не могут составить нам конкуренцию, ведь айтыс – это всенародно признанное искусство. Тот же рэп ни в какое сравнение не идет. Мы даже не обращаем на них внимания.
— Интересуется ли современная молодёжь таким жанром как айтыс?
— Раньше, в 90-е годы, в основном айтысом интересовались пожилые люди, люди среднего возраста. Но сейчас наши айтыскеры состязаются на казахском, на русском, на английском языках. Айтыс стал намного ближе к молодёжи. Вырастает новое поколение акынов. И этот интерес вполне понятен, ведь вся эта культура у нас в крови.