Реформа ЖКХ: и вновь продолжается... - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+23 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Реформа ЖКХ: и вновь продолжается...

Реформа ЖКХ: и вновь продолжается...

Система коммунальных отношений требует серьезного реформирования. А трагедия, произошедшая на прошлой неделе во время сноса домов в одном из алматинских пригородов, делает еще более актуальной проблему коммунальных отношений.

  • 6 Июня 2006
  • 1425
Фото - Caravan.kz

Будь данная сфера более отрегулированной законом, будь отношения в ней более регламентированными, итог этой акции мог бы быть совсем иным…
В свое время Казахстан стал первым из постсоветских стран, включая, кстати, и Прибалтику, кто начал реформу жилищно-коммунальных отношений.
Этот пласт советского наследия был одним из самых «неподъемных», и чтобы взяться за него потребовалось немалое мужество.
Тогда его достало казахстанскому правительству, реформа ЖКХ прошла, дав возможность государству, «стряхнув» с себя на некоторое время эту проблему, заняться другими жизненно важными вопросами.
Никто из других стран СНГ до сих пор не отважился на такую радикальную реформу. В итоге в общем контексте экономического развития страны удалось достигнуть многого, благодаря тому, что реформа ЖКХ позволила государству «развязать руки».
Но теперь становится очевидным, что в самой данной сфере дела далеки от идеала. Тем большей становится важность недавней акции депутатской группы «Аймак», привлекшей в конце мая внимание общественности к проблемам ЖКХ страны на примере самого большого города страны, Алматы. Тогда лидер группы Дарига Назарбаева отметила, что в сфере ЖКХ имеются серьезные проблемы и необходим закон о КСК.
Выездное заседание проходило в Алматы не случайно — где, как не в этом городе, весь сложный ком проблем жилищно-коммунальных отношений, сплетающий местные власти, компании-поставщики услуг и население, виден наиболее четко?
Именно здесь ярко бросаются в глаза недочеты проведенной реформы ЖКХ, например, сохранившийся монополизм поставщиков коммунальных услуг, и законодательно-нормативное несовершенство.
Сегодня кооперативы собственников жилья фактически не являются адекватным партнером органов государственного управления в решениях серьезных коммунальных задач. Отсюда и неэффективность коммунальной политики и даже драматические ситуации.
Депутат мажилиса Сергей Киселев, выступая на выездном заседании парламентской группы «Аймак» вполне справедливо заметил, что республике необходима полномасштабная жилищно-коммунальная реформа. Во-первых (хотя, здесь деление по приоритетам чисто условное, так как вся система столь запущена, что любой шаг по развязыванию «гордиева узла» нашей коммуналки — самый первый и необходимый) нужно законодательно ограничить количество членов КСК — иначе сегодня, когда их может быть и несколько тысяч, просто невозможно провести полномочное собрание кооперативов. А значит, невозможно принять никакого сколько-нибудь серьезного решения, ни по поводу, к примеру, благоустройства территории, ни по поводу сноса ветхих строений…
Во-вторых, нужно создать при акиматах жилищные комиссии, которые контролировали бы работу КСК, а к их председателям ввести квалификационные требования.
Эту инициативу также можно приветствовать. В последнее время население не раз было свидетелем заочного, через прессу, переругивания председателей КСК и городских властей с взаимными обвинениями в адрес друг друга.
Это не способствует ни доверию населения к коммунальной реформе, ни ее реальной успешности. Контрольные комиссии при акиматах ввели бы, наконец, определенную ответственность. Хотя надо при этом не забыть, что ответственность должна быть двусторонней.
Правильна и идея о квалификационных требованиях. Но здесь надо заранее определиться с ответом на вопрос: «а судьи кто?». Данная ситуация выявляет еще одну проблему, которая пока остается на заднем плане. Речь о проблеме квалифицированных кадров в сфере управления коммунальной сферой. Их у нас явный дефицит, и на уровне исполнителей, и на уровне квалифицированных экспертов.
К слову сказать, в России есть целый научно-исследовательский институт проблем жилищно-коммунального хозяйства.
Почему бы не поставить вопрос о создании некоего аналитического центра (обязательно независимого от местных властей!) в Казахстане?
Пока этого нет, любые аргументы в спорах вокруг ЖКХ будут восприниматься с большой долей теоретизирования, какими бы на самом деле они ни были.
Например, споры вокруг тарифов монополистов-поставщиков коммунальных услуг или проблемы установки счетчиков за эти услуги могут идти бесконечно, не давая приступить к решению серьезнейших вопросов ЖКХ.

Рисунок с сайта www.gov.karelia.ru