Скопление фур на границе Казахстана и Кыргызстана может быть связано с «торговой войной» между странами, заявил недавно глава Ассоциации грузоперевозчиков Кыргызстана Темирбек Шабданалиев.
«Это в чистом виде торговая война между Кыргызстаном и Казахстаном. И казахи, пользуясь своей территорией, тем, что дорога по ней проходит, создают для наших водителей и поставщиков торговые барьеры. Из этого они делают коммерческую выгоду», – заявил Шабданалиев.
По его словам, Казахстан тем самым пытается снизить поток товаров из Китая через Кыргызстан.
«Казахстан сам хочет контролировать этот поток. С каждым разом из Китая через нас становится все меньше и меньше отправлений товаров», – сказал спикер.
Журналист медиа-портала Caravan.kz связался с кыргызским политологом, директором центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорем Шестаковым. Эксперт поделился своим мнением о ситуации в целом, объяснил, почему ее нельзя назвать «торговой войной», а также высказал свое видение о том, как можно остановить и разрешить возможное развитие конфликта между двумя государствами в отношении перевозки товаров.
— Игорь, как бы вы описали сегодняшние отношения Казахстана и Кыргызстана по части логистики и грузоперевозок? И, в частности, что вы думаете о ситуации со скоплением фур на границе?
— Вообще ситуация с задержанием и пробками на границе мне напоминает сюжет культового американского фильма «День сурка», где герой картины просыпался в одном и том же дне. Если мы возьмем новость пятилетней, а то и десятилетней давности, то мы найдем публикации о том, что наши грузоперевозчики простаивают на границе сутками, вынуждены выгружать машины уже на территории Казахстана. Меняются только даты, а суть проблемы остается та же.
И даже, несмотря на стратегический, союзнический, дружеский характер отношений между нашими странами, постоянный диалог между Жапаровым и Токаевым, создание и наличие межправительственных структур, вся эта история с заторами на границе как была, так и остается. Каких-либо перемен здесь не происходит.
Вот и на этот раз новостные ленты пестрят заголовками о том, что более сотни машин не могут проехать на территорию Казахстана.
Безусловно, граница с Казахстаном и транзит через эту территорию является «дорогой жизни» для экономики Кыргызстана, потому что у нашей республики нет морских возможностей, в основном у нас используются автомобильные трассы.
Комплекс проблем лежит на поверхности, и ожидания того, что вопрос будет разрешен в рамках ЕАЭС – нет. Евразийская экономическая комиссия выступает лишь в качестве наблюдателя и каких-либо конкретных решений принимать не может, поскольку национальное законодательство преобладает над теми правовыми положениями, которые есть в ЕАЭС. А ведь одна из основных идей организации заключалась в том, чтобы было максимально упрощено движение товарной продукции, произведенных в странах союза. Этого, к сожалению, так и не произошло. «В ЕС нас никто не ждет»: нужен ли Казахстану ЕАЭС
Претензии, которые звучат со стороны Казахстана, заключаются в том, что зачастую неправильно оформлены либо вовсе не оформлены бумаги на товарную продукцию. Такая проблема, действительно, есть – пропускной режим для серой или неправильно оформленной продукции. Но в то же время случаются такие метаморфозы.
На мой взгляд, с одной стороны, здесь должны быть устранены те официальные поводы для задержания наших грузов, что мы имеем. С другой – Казахстан действительно должен быть для Кыргызстана «границей дружбы», а не «границей барьеров».
— Согласны ли вы с формулировкой, описывающей происходящее как «торговая война»? Уместна ли она или же не совсем?
— Я не экономист, но я не соглашусь с термином «торговой войны» по одной простой причине, что, в общем-то, не идет борьба за рынок сбыта. Насколько я знаю, казахстанцы с удовольствием потребляют мясную и молочную продукцию, которая поступают из Кыргызстана. Не раз читал отзывы своих казахстанских коллег-политологов, которые также положительно отзываются о кыргызской продукции.
Речь, на мой взгляд, не идет о «торговой войне». Ну а народная молва, а в соцсетях – это тот самый маркер, который выражает общественное мнение, – зачастую пишут, что перекрытие границ происходит из-за того, что Кыргызстан недодал воду, или какая-то крупная аффилированная с высшими кругами власти компания здесь не получила для себя никаких преференций. Это то, что пишут в социальных сетях.
Мне кажется, для того, чтобы продиагностировать существующие проблемы с транзитом, необходимо хотя бы регулярно проводить форумы экономистов, экспертного сообщества, где возможно было бы больше пищи для ума и были бы выработаны рекомендации. Потому что на официальном уровне диалог проходит без каких-либо проблем: президенты, премьеры, парламент признают, что мы соседи и стратегические партнеры, у которых нет проблем. Но они тем не менее существуют. Поэтому, на мой взгляд, необходимо подключать инструменты народной дипломатии. Хоть мы соседи и братские страны, у нас мало примеров таких экспертных форумов.
— Глава Ассоциации грузоперевозчиков Кыргызстана Темирбек Шабданалиев высказал предположение, что казахстанская сторона, пользуясь своей территорией, создает для кыргызстких водителей и поставщиков торговые барьеры. Что вы думаете об этом?
— Риторика господина Шабданалиева, собственно, как и характер проблем остаются неизменными. Действительно, есть проблема перевозки товаров без сертификации, или когда по документам – один товар, относится к одному грузу, а в фургоне или рефрижераторе находится совершенно другой. Такие ситуации возникают, однако неясно, почему водителей вынуждают разгружать товар по три-четыре раза. В наше время цифровых технологий, за внедрение которых активно выступают как в Казахстане, так и в Кыргызстане, можно значительно упростить процесс перемещения товаров. Человеческий фактор и коррупция играют свою роль, и граница становится маркером проблем, связанных прежде всего с двусторонними экономическими отношениями. В любом случае эти вопросы необходимо решать, так как мы не можем избежать взаимодействия друг с другом. Позитивный тон, присутствующий в диалоге между президентами, должен быть реализован и на границе, так как именно там начинается сотрудничество. Следует отметить, что ранее граница Кыргызстана и Узбекистана была более проблематичной. Сейчас все стало наоборот.
— Насколько высоки риски усугубления положения? Каковыми могут быть последствия? И как прийти к урегулированию возможных конфликтных ситуаций?
— Фактически границу между Кыргызстаном и Казахстаном на сегодняшний день едва ли можно назвать «границей дружбы», скорее – «границей барьеров». Во многом это зависит от желания и решимости властей снять с граждан эту тяжелую ношу проблем и сложностей. В настоящее время, когда экономические условия не самые благоприятные, многие просто выживают, занимаясь бизнесом и перевозя товары через границы. В этом отношении граница имеет непредсказуемый характер. Однако, когда границы были закрыты из-за пандемии COVID-19, Казахстан выполнял свои дружественные союзнические обязательства, и через вашу территорию в нашу республику поступали жизненно важные грузы, связанные со здоровьем граждан КР. Нельзя утверждать, что на границе существуют только непонимание и проблемы. На границе происходит значительный товарооборот и пассажиропоток. В Казахстане раздаются призывы прекратить членство в ЕАЭС: какие плюсы и минусы есть у этого союза
Необходим диалог, и если Евразийский экономический союз (ЕАЭС) не может решить эту ситуацию, возможно, следует привлечь Пекин в качестве арбитра с помощью проекта «Один пояс, один путь». Возможно, Китай может внести свой вклад, учитывая, что основная часть товаров китайского производства проходит через наши две страны. Можно рассмотреть также возможность в рамках ШОС или формата «5+1». В любом случае требуются креативные решения, которые не ухудшат нормальное торгово-экономическое сотрудничество.