На вопросы о развитии казахстанской науки корреспонденту Caravan.kz ответила доцент кафедры международных отношений и мировой экономики КазНУ имени аль-Фараби Алмагуль Кульбаева.
— Какова роль образования в развитии казахстанской науки?
— Ключевая. Ученые не падают с небес, их необходимо воспитывать. В этом смысле научные кафедры высших учебных заведений являются, как ни пафосно это звучит, кузницей научных кадров. Процесс это долгий и трудный. Талант ученого как минимум надо выявить, научить правильно формулировать проблемы, находить нужные пути их решения. Именно поэтому в университетских программах предусмотрены специальные курсы, обучающие студентов научной работе. Но, само собой разумеется, любая дисциплина в вузе подразумевает научное осмысление. Поэтому студенты, обучаясь, получают не только некий набор профессиональных навыков, но и базисные знания о научной деятельности. Это обозначено в ожидаемых результатах обучения каждой образовательной программы: студент должен уметь под руководством опытного специалиста заниматься научной деятельностью, представлять результаты такой деятельности в разнообразных формах.
— Участвуют ли студенты вашей кафедры в научных проектах, на какие темы?
— Наиболее распространенная форма – научно-исследовательская работа студента (НИРС). Ежегодно в Казахстане проходит конкурс научных работ студентов. Первоначальный отбор происходит на уровне кафедральных единиц, окончательные результаты подводит специальная комиссия экспертов. В КазНУ им. Аль-Фараби ежегодно проходит международная студенческая конференция «Фараби әлемі», где учащиеся могут представить свои научные разработки. Лучшие из них, по результатам выступлений на заседаниях секций, публикуются в сборнике материалов конференции. То есть студенты получают свои первые научные публикации.
Почему переход на латиницу необходим для казахского языка — эксперт
Еще одной формой осуществления научно-исследовательской работы студентами является написание выпускной (дипломной) работы; магистранты пишут магистерские диссертации. В последние годы важным этапом в формировании научного работника становится участие молодых специалистов в проектной деятельности ученых университета. Под руководством опытных наставников студенты, магистранты, докторанты учатся проводить исследования, обосновывать собственное научное мнение, представлять результаты своего труда в специализированных научных изданиях. Это очень важный процесс в становлении ученого. Участие в научных проектах может принимать самые разнообразные формы: создание цифровых баз данных, например, или работа с зарубежными научными изданиями, их перевод и реферирование. Такая работа поощряется материальным вознаграждением, участием в обнародовании результатов научного исследования.
— Внедряют ли в студенческой среде понятие научной этики, и как она влияет на формирование будущих специалистов?
— В последнее время весьма актуальным вопросом является проблема научной этики и уважения авторского права. Во многих университетах внедрена и работает система проверки материалов на антиплагиат. В КазНУ им. Аль-Фараби, например, принят один из самых высоких стандартов оригинальности студенческих работ. В условиях пандемии разрабатывались целые программы проверки оригинальности экзаменационных ответов, выпускных работ и т.п. Студенты и магистранты учатся самостоятельно мыслить, использовать лексический запас для выражения своих идей. Начиная преподавать первокурсникам, мы прививаем им уважение к труду ученых, требуя представлять список использованных трудов в своих письменных работах: список использованных источников является важной частью любой научной работы студента (доклада, реферата, презентации и т.п.). Академическая этика также зафиксирована в академической политике нашего университета. Списанная во время экзамена работа аннулируется, студент может быть отчислен без права восстановления за несоблюдение правил академической честности.
— Каковы перспективы развития казахстанской науки, на ваш взгляд?
— Что касается будущего казахстанской науки, то это забота всего научного сообщества. Мне сложно ответить на него однозначно. Хотелось бы верить, что перспективы у ученых в нашей стране обнадеживающие. Во всяком случае, Концепции развития науки Республики Казахстан на 2022-2026 годы ставят конкретные цели и задачи, формулируют основные принципы и подходы развития научной деятельности, определяют целевые индикаторы и ожидаемые результаты. Однако надо понимать, что наука – это не только количественные показатели доли молодых ученых или коммерциализуемых проектов. Это еще и качество, объективность и достоверность результатов научного труда, отсутствие остепененных «ученых» для галочки, получающих научную степень не для проведения научного поиска, а из соображений совершенно иного толка. Ответ на это может дать только будущее.