Развитие Алматы: эксперт рассказал, куда лучше расти самому крупному городу Казахстана - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Развитие Алматы: эксперт рассказал, куда лучше расти самому крупному городу Казахстана

Развитие Алматы: эксперт рассказал, куда лучше расти самому крупному городу Казахстана

Недавно вновь поднимался вопрос о застройке не заселенных районов и запрете постройки домов выше девяти этажей.

  • 16 Мая 2022
  • 1428
Фото - Caravan.kz

Тогда аким города поручил пересмотреть подходы к застройке территорий Алматы, передает Caravan.kz.

"Для системного решения вопросов застройки в мае на утверждение маслихата будет внесен новый регламент, ограничивающий строительство зданий выше девяти этажей южнее проспекта Абая от Восточной объездной дороги до улицы Яссауи, то есть в этот периметр входит весь Бостандыкский район" — заявил аким города Алматы Ерболат Досаев.

По поводу верной застройки города журналист редакции поговорил со специалистом в области урбанистики, экспертом по коммуникациям Диасом Маратулы.

— В Алматы в рамках генерального плана города предложили пробивку и расширение порядка 40 улиц до 2030 года. Какая часть города не подходит для застройки?

— Про генеральный план тоже надо отметить, его кажется еще не приняли, потому что весь прошлый год проходили обсуждения, в которых я сам участвовал. В нашем городе, конечно, необходимо очень много улиц пробить, потому что если даже сравнивать наши новые районы относительно старого центра, то можно заметить, что сетка улиц очень разная. Если взять центр города, допустим, Алмалинский район, там очень большое количество улиц, и они все расположены очень близко, то есть там такие, действительно, комфортные, маленькие кварталы расположены. А если говорить уже о районах, которые развивались чуть позже, даже в советские времена, начиная с 60-70-х годов, мы видим, что, чем дальше мы отходим от центра, тем больше становятся размеры кварталов и количество улиц становится все меньше и меньше. И это является проблемой, потому что, во-первых, с точки зрения комфортной среды — такое использование не совсем удобное, и с точки зрения решения транспортных вопросов это также создает большие неудобства: из-за того, что эти улицы “редкие”, они делаются широкими, а широкие улицы приводят к ухудшению ситуации с безопасностью на дорогах, то есть увеличивается количество ДТП, в том числе пешеходам становится очень трудно переходить эти улицы. И самый яркий пример — это проспект Аль-Фараби, Саина, где пешеходам практически невозможно пересечь улицу. Да, там устанавливают подземные и надземные переходы, но они абсолютно недоступны людям с ограниченными возможностями, пожилым людям, мамам с колясками и т.д. Сколько будут стоить Казахстану три новых областных центра

То есть для очень большого количества людей они разрезают город и значительно снижают комфорт для жизни в городе. Соответственно, такие улицы производят больше шума, больше выхлопов, и эти вопросы также негативно влияют, — рассказал Диас Маратулы.

— Какая проблема с улицами стоит остро? 

— Также, если мы посмотрим, какие у нас улицы пробивают за последние десятки лет, то увидим, что все эти пробивки на окраинах города. А например, те улицы, которые должны были пробиться в центральной части города, до сих пор остаются неизменными, даже те, которые были в старых генеральных планах. Например сейчас сносят резиденцию президента, примерно в том районе должны были соединяться улицы Тимирязева и Жолдасбекова, то есть изначально это подразумевалось как одна единая улица, а сейчас об этом уже даже забыли. Если взять район Самала, он очень слабо связан с другими частями города, то есть туда очень проблематично выехать, есть только буквально Аль-Фараби большая и Сатпаева (которая находится ниже), а вот посередине очень большое расстояние, и практически ничего нет.

Хотелось бы отметить, что по окраинам тоже нужно пробивать, но сам город — внутреннюю часть — тоже нельзя забывать, и там тоже необходимо делать пробивки, — объяснил специалист в области урбанистики.

— В выступлении перед студентами в 2019 году экс-аким Сагинтаев сказал, что Алматы должен стать городом без окраин. Тем самым говоря о необходимости развития таких элементов, как «Восточные ворота» рядом с аэропортом, «Северные ворота» в направлении Капшагая, «Западные ворота» в районе ТЭЦ-2 и индустриальной зоны, «Южные ворота» в сторону Каскелена. По-новому будет развиваться СЭЗ «Парк инновационных технологий». Как, по-вашему, какую из этих частей города нельзя развивать в плане градостроительства? Почему?

— Здесь важно отметить, что эти новые районы, которые будут заявляться, они же не автономные, они не будут жить сами по себе. В любом случае все эти микрорайоны привязаны к городу. Происходит расползание города, а это является нехорошим явлением, в целом это негативно влияет на наш город. Здания строятся без появления инфраструктуры. Расползание негативно влияет на нагрузку транспорта, экологию и комфорт жителей. Но с другой стороны, внутри города есть много районов, которые требуют уплотнения, то есть существуют районы с частным сектором, промышленные районы, которые можно было бы застраивать, осваивать и повышать плотность. Уплотнение может быть хорошим, если оно сделано правильно.

Например, как и при Советском Союзе, планировалось что "здесь" жилой микрорайон, "здесь" промышленный район, "здесь" район офисов и т.д. Это приводит к тому, что люди вынужден много передвигаться, возникает некая "маленькая миграция", которая приводит к пробкам. Более современный подход — это делать смешанную застройку, когда в 15 минутах ходьбы всегда есть рабочие места, места досуга и так далее, — сказал эксперт.

— Учитывая особенности расположения города Алматы, где технически не могут строиться здания? Ведь где-то более сейсмоопасная зона, где-то — вблизи гор из-за угрозы селевых потоков в жаркие сезоны года или схода лавин в холодное время.

— Технически я не берусь говорить, потому что, возможно, есть технологии, которые позволяют безопасно строить. Есть определенные ограничения, связанные с районом аэропорта, в нижней части города особо нельзя застраивать, потому что это будет мешать самолетам. Также у нас есть вещи, которые разрезают город — это ж/д ветка, ниже Райымбека, такие ограничения, которые не позволяют прокладывать дороги. Нижняя часть города не очень хорошая, и ее довольно сложно делать, — пояснил специалист. 

— Как вы думаете, какое самое большое количество людей может проживать в нашем городе, исключая тот факт, что мы будем расползаться?

— Самыми плотными являются не районы с новостройками, а самым плотными являются Алмалинский и Ауэзовский районы, особенно Алмалинский — это такой пример с невысокими домами, но который показывает правильную застройку и позволяет получить хорошую городскую плотность. В рамках всего города мы можем застраивать все так же, доводить уровень плотности до того, который мы имеем сейчас в центре города, — настаивает эксперт.