В данной статье отмечается, что эта программа, как и проект коллег из-за океана, изначально была обречена, передает Caravan.kz.
И хоть нам, энтузиастам, очень нравятся челноки «Буран» и «Спейс шаттл», но надо понимать, что они существовали только из-за холодной войны. Пентагону нужно было доставлять свои многотонные спутники-шпионы, угрожать Советам возможностью украсть наши спутники и космические станции.
"Советскому Союзу не хотелось отставать, он собирался запускать свои лазерные платформы (Скиф), потому и стартовала программа «Буран-Энергия». Однако системы обеих стран изначально были нерентабельны и попросту нецелесообразны для гражданского сектора. Но были военные, а с ними и деньги, и им было не так важна цена за килограмм на LEO (низкую околоземную орбиту). Но холодная война на какое-то время затухла, и ракетчики начали считать деньги. Быстро стало понятно, что монструозные челноки на роль рабочих лошадок совсем не подходят. По этой же причине сейчас развивается рынок ракет легкого класса.
Технологии не стоят на месте. С каждым годом инженерам удается вместить то же самое оборудование в более маленький корпус. Вы же не ждёте, что курьер привезёт вам пиццу на огромной фуре? Для этих целей они пользуются велосипедами. Так же происходит и с ракетами. Гораздо выгоднее использовать для этих задач ракеты среднего и малого класса. Конструкция Falcon 9 гораздо проще и дешевле шаттлов, поэтому сейчас у компании Илона Маска более 27 бустеров, что позволяет SpaceX делать запуски почти каждую неделю. Со «Спейс шаттллм» это было бы невозможно, так как восстановление одного челнока занимало более 3 месяцев. Можно было бы сказать: «Просто сделайте больше шаттлов, и тогда можно запускать их чаще». Но нет. Тут мы упираемся в главный нюанс. Стоимость производства одной ракеты Falcon 9 равняется 62 миллионам долларов, а стоимость запуска шаттла составила 1.5 миллиарда долларов. Для постройки одного шаттла затрачивалось более 30 миллиардов долларов. Конечно, это довольно приблизительные цифры, да и системы разные, каждая со своими особенностями. Но глобально у них одна цель — доставлять нагрузку на орбиту. И, я думаю, очевидно, что Falcon сделает это гораздо дешевле как за килограмм нагрузки, так и за пуск в целом", — пишут авторы.
Но почему автор в статье о «Буране» позволил себе писать о «Спейс шаттле»?
"Был произведён всего один пуск «Бурана», поэтому у нас нет достоверных сведений о времени на восстановление к полету и стоимости пуска. Хоть «Буран» имел некоторые кардинально другие решения, он почти идентичен с шаттлом по размерам, габаритам грузового отсека, массе.
Поэтому мы можем использовать эту программу США для наглядного доказательства, что «Буран» являлся бы фактической растратой бюджета, если бы эта программа была бы продолжена. И даже NASA, имея в разы больше ресурсов, остановила пуски своих челноков в 2012-м. Так что тут можно сказать, что Россия просто быстрее одумалась, хоть и из-за нехватки средств. И как бы нам это ни было больно признать, но эпоха сверхтяжёлых ракетопланов заслуженно ушла, какими бы впечатляющими ни были пуски этих махин", — говорится в статье.
Теперь, когда этот момент уяснён, авторы решили обратить внимание на казахстанские степи.
"Что же стоит в том ангаре? Изделие 11Ф35 МТ — макет для статических испытаний, который изначально не должен был лететь в космос. 11Ф35 2К — второй лётный экземпляр, который должен был отправиться к станции «Мир» в 1991 году, но так и остался прикован к земле. А еще там стоят 14 боковых блоков «А» РН «Энергия».
Почему же эти титаны уже почти 30 лет пылятся в цехах, и только вандалы и дикие животные посещают этот памятник инженерному гению? Многие, не разбираясь в вопросе, сразу винят Роскосмос. Но тут вины этой госкорпорации нет. Напомню, что, когда Советский Союз развалился, космодром Байконур стал территорией Казахстана. Но с 1994 года Россия арендует часть космодрома Байконур. Ключевая фраза «часть». Если изучить соглашение, действующее до 2050 года, мы можем узнать, что тот ангар, в котором сохранился «Буран», не арендуется Россией. Эта территория до 1997 года принадлежала Казахстану. Руководство страны заявляло, что у Казахстана есть планы по использованию ракетоплана. Но и они со временем поняли, что это совсем нерентабельно и нецелесообразно, поэтому продали территории этого ангара компании, которая собиралась запускать эти машины. Прошло много лет, а никаких пусков не произошло. Корабль уже был в совсем не летном состоянии. Компания продала эту территорию какому-то предпринимателю, который решил использовать корабль как экспонат в музее. Но и он ничего не сделал. Более того, этот предприниматель куда-то пропал. И когда в 2018 году Роскосмос обратился к Казахстану с желанием купить ангар, те сказали: «Не можем его вам продать, так как это частная территория». «Буран 2К» хотели купить и немцы, и парк «Патриот». В этом году Казахстан решил вернуть эту территорию в госсобственность, но суд заявил, что возврат имущества Казахстану невозможен. Все настолько запуталось, что есть несколько компаний и частных лиц, которые заявляют, что этот «Буран» принадлежит именно им. А пока они спорят и разбираются, ангар рушится", — подчеркивают авторы статьи.
Подводя итоги, авторы отмечают, что решение остановить программу «Буран» было правильным, в противном случае просто оттягивали бы неизбежное, тратя неимоверные деньги.
"Но мне очень жаль, что такие прекрасные машины, в которые люди вкладывали душу, на глазах разрушаются от времени и работы недобросовестных людей. Очень бы хотелось, чтобы этот исполин, апогей советской инженерной мысли был бы по достоинству сохранен. Его место в музее, а не как средство для самоутверждения вандалов и насест для птиц. Но не найдётся человека, который был бы единолично виноват в случившемся. В этом виноват капитализм, которого все так ждали", — резюмировали авторы.
Стоит отметить, что в комментариях под этой статьей пользователи обвинили авторов в дилетантности, изобилии штампов и плагиате.
"Статья писана дилетантом с кучей пропагандистских штампов. Некоторые фразы — прямой плагиат. "Вы же не ждёте, что курьер привезёт вам пиццу на огромной фуре?..". Фраза заимствована у Everyday Astronaut. "Россия просто быстрее одумалась, хоть и из-за нехватки средств". Программа "Энергия-Буран" была приостановлена еще в 1990 году, то есть при СССР. Россия одумывается до сих пор, что бы еще остановить. "NASA, имея в разы больше ресурсов, остановила пуски своих челноков в 2012-м". НЕ! В июле 2011-го. Как следствие катастроф, а не недостатка ресурсов. "Собирался запускать свои лазерные платформы (Скиф), потому и стартовала программа «Буран-Энергия». "Скиф" пытался взлететь без "Бурана". Это другая история. "Конструкция Falcon 9 гораздо проще и дешевле шаттлов" А это при чем? Они никогда не конкурировали и не пересекались во времени. "И как бы нам это ни было больно признать, но эпоха сверхтяжёлых ракетопланов заслуженно ушла, какими бы впечатляющими ни были пуски этих махин". Ну да… По-моему, она только начинается…" — пишет пользователь Дмитрий Олегович.
"В этом виноват капитализм". Скорее, права собственности, которые чтут каким-то чудом, что само по себе важнее любого отдельно взятого экспоната. К слову, о стоимости "Бурана"… Вероятнее всего, он был бы в эксплуатации и пусках даже дороже баснословно дорогого шатла, так как "Буран" каждый раз при запуске терял (уничтожал) самую ценную и дорогую свою часть — двигатели. Они находятся прямо на "Энергии" и разбиваются всмятку вместе с ней. В то же время шаттл возвращает их с собой на Землю целыми, пусть и поработавшими. В итоге более бедная страна построила себе более дорогой "звездолёт". Иронично", — пишет Грустный Илон.