Но, как уверен экономист и общественный деятель, руководитель некоммерческой организации “Integrity Astana” Жанат НУРГАЛИЕВ, из представленного документа следует, что акимат планирует развивать город как угодно, но только не за собственный счет.
– Жанат, вы уже несколько лет анализируете бюджетные траты столичного акимата. Недавно Алтай КУЛЬГИНОВ презентовал маслихату, а потом и общественному совету города бюджет на 2022 год. Какой он?
– Раздутый и непрозрачный. А еще несбалансированный. Просто вдумайтесь: общие запланированные траты Нур-Султана на 2022 год – более 330 миллиардов тенге. При этом на инвестиционные программы планируется выделить 114 миллиардов. И это, в принципе, неплохо. Однако из местного бюджета на эту статью расходов запланировано только 24 миллиарда, то есть 21 процент. Еще 37 миллиардов – республиканский бюджет, остальное – трансферты из Нацфонда. Но где гарантия, что республика поддержит заявки города? Ну и насколько вообще правильно, что в собственное будущее развитие столица готова вложить менее 10 процентов от всех своих трат?
– А на что тогда акимат готов тратить деньги?
– На уборку. За 2021 год на санитарную очистку было потрачено 25 миллиардов тенге, а на озеленение – 21 миллиард. Цифры много раз пересматривались в сторону увеличения, и это обычная практика. Но сейчас мы видим такие показатели.
При этом в проекте бюджета на 2022 год чиновники сразу закладывают на санитарную очистку города 23 миллиарда. На озеленение – всего 12 миллиардов. Скорее всего, для того, чтобы добавить денег по этой статье расходов при уточнении бюджета.
Но зачем сразу закладывать на санитарную очистку столько денег? Всё просто – скоро будут рассчитываться трансферты общего характера министерства нацэкономики. И, чтобы отдать в республиканский бюджет как можно меньше денег изъятий, акимат раздувает свои текущие расходы.
Справка “КАРАВАНА”
Как рассказал на брифинге в СЦК аким Нур-Султана Алтай Кульгинов, уборкой улиц от снега заняты не только сотрудники коммунального предприятия “Астана Тазалык”, но и привлеченные подрядчики.
При этом последствия снегопада 24 ноября ликвидировали около 2 000 человек и столько же единиц техники. А всего на полигон за неделю было вывезено 18 тысяч КамАЗов снега.
– Но ведь город действительно надо убирать! Одна из самых частых жалоб астанчан – это горы снега зимой. Может, хоть теперь акимат решит эту проблему?
– Расходы на санитарную очистку, озеленение и прочее всегда достаточно проблемны в учете. Мы видим отчеты акимата о том, сколько людей задействовано, сколько техники… Но перепроверить эти данные практически невозможно. Несколько лет назад шли разговоры о том, чтобы всю муниципальную технику оснастить системой GPS. Этого сделано почему-то не было.
Такая же ситуация – с зелеными насаждениями. Несколько лет говорится о том, что Нур-Султану нужны аудит в этой сфере и реестр всех зеленых насаждений города. На заседании общественного совета недавно нами с коллегами в очередной раз была поднята эта тема. Управление охраны окружающей среды ответило, что в текущем году 4 раза объявляли соответствующий конкурс, выделяли на эту работу 30 миллионов. Однако поставщика не нашли, и конкурс не состоялся. На 2022 год на эти же цели они закладывают уже 170 миллионов и надеются, что за эту сумму в городе найдется желающий посчитать деревья.
– А на что тогда, по вашему мнению, надо тратить бюджетные деньги?
– В первую очередь – на предотвращение ситуаций, которые будут мешать развитию города. Уже очевидно, что нам нужно улучшать транспортную инфраструктуру. В этой связи строительство моста по Тауелсиздик вполне оправданно, равно как и другие транспортные решения.
Но задача градоначальника – думать и о грядущих проблемах, предотвращать их. В ближайшие годы у нас в городе ожидаются проблемы с электроэнергией, так как ТЭЦ-3 до сих пор не запущена, а также с питьевой водой, потому что запасы Вячеславского водохранилища истощаются. И одна из ключевых задач акимата на ближайшее время – искать новые источники этих ресурсов.
– Ищут?
– По электроэнергии они предлагают ставить небольшие модульные установки на отдельных объектах и, таким образом, хотя бы частично решить проблему. По воде пока решений нет.
– При этом сами горожане регулярно жалуются на нехватку школ и прочих объектов социальной инфраструктуры. Аким пообещал, что в ближайшие 5 лет в столице будет построено 70 школ. Это уже отражено в бюджете?
– На строительство объектов образования в 2022 году город выделяет 12 миллиардов, и это, конечно, хорошо. Но я думаю, что часть школ будет строиться по проектам ГЧП. И тут нужен повышенный контроль. В прошлом году частная компания согласилась построить для города школы, по 12 миллиардов каждая. Маслихат, к чести своей, тот проект отклонил, смета была пересмотрена до 10 миллиардов за школу. Это, кстати, тоже очень дорого, если сравнить со средней стоимостью строительства такого объекта. Так что сейчас очень важен общественный контроль за проектами ГЧП. И не только в образовании.
В бюджете столицы на строительство объектов здравоохранения в 2022 году планируется выделить менее 190 миллионов тенге. Этого хватит на ремонт, может быть, на какую-нибудь пристройку. Получается, акимат ни одной больницы не собирается строить? В то же время было ведь поручение Президента, а также существуют 10 общенациональных приоритетов развития РК, среди которых один из первых – доступная медицина.
Тут, надо полагать, нас ждут новые рекордные суммы по проектам ГЧП. Что достаточно тревожно, ведь и без раздутых смет проектов ГЧП у Нур-Султана достаточно много денег уходит на покрытие долговых обязательств. Так, только на уплату за 2021 год город выделил более 30 миллиардов тенге.
Сейчас мы за медицину платим трижды: когда с нас удерживают подоходный налог, когда мы все платим ОСМС и в третий раз – за какие-то платные услуги, к примеру, МРТ. И, если практика раздувания смет проектов ГЧП будет продолжена в медицине, мы все будем снова платить за больницы после их строительства, ведь в рамках договоров ГЧП государство обязано возместить частному партнеру понесенные на строительство затраты. Горки в ледовых городках Нур-Султана стали платными: что происходит
– Вы говорите о том, что общество имеет право знать, куда государство тратит деньги, уже давно. Есть ли какая-то реакция со стороны чиновников?
– На центральном уровне, со стороны министерства финансов, есть твердое намерение сделать бюджеты страны прозрачнее. Они внедрили IP-сервисы: компания-разработчик дает аналитическим структурам специальный токен, с помощью которого мы можем делать выгрузку информации и анализировать ее. Также в центральных органах внедрили электронную систему бюджетного планирования: все заявки по бюджетным программам делаются не в бумажном варианте, а в электронном. Пока, правда, общественность доступа к этим заявкам не имеет. При этом единых требований к госорганам о раскрытии информации нет. И очень большая проблема для анализа в том, что кто-то раскрывает свои бюджетные заявки, а кто-то – нет.
Особенно это касается местных исполнительных органов.
Если вернуться к бюджету столицы, давайте возьмем для примера бюджетную программу управления цифровизации госуслуг акимата Нур-Султана. Они планируют потратить на услуги по обеспечению развития инновационной деятельности более миллиарда тенге. Что это значит? Куда именно будут потрачены эти деньги? Может быть, это разработка какого-то реально нужного приложения? Или оплата за что-то уже существующее? Или это вообще не нужно городу? Мы можем только гадать.
И так – по всем бюджетным тратам акимата.
С тем же снегом аналогичная ситуация: есть общий бюджет в 23 миллиарда. Сколько из этих денег идет на зарплату сотрудников, сколько на топливо? Сколько на оплату услуг сторонних организаций? Потом эта же проблема перемещается в тендеры. Посмотрите ради интереса на состоявшиеся закупки – нигде нет подробного перечня работ, сколько километров улиц нужно очистить и так далее. Всё это – плацдарм для возможных манипуляций.
Есть и вовсе не объяснимые траты. Так, например, на выкуп здания ЦУМа на баланс аппарата акима города в текущем году предусмотрено из местного бюджета около 10 миллиардов тенге. Зачем акимату торговый центр – так никто и не объяснил.
Справка “КАРАВАНА”
В ноябре завершились все судебные тяжбы, продолжилось замершее на несколько лет строительство моста через реку Есиль по проспекту Тауелсиздик. Завершить стройку планируют в 2023 году. Как уверены в акимате, этот мост на 20 процентов разгрузит проспект Мангилик Ел. Кроме того, ведется строительство моста по улице Улы Дала. Он тоже поспособствует сокращению пробок на Мангилик Ел и других ключевых улицах Левобережья, а также сделает для всех горожан более доступным вокзал “Нурлы жол”.
Как сообщил на брифинге в СЦК Алтай Кульгинов, практически решена и судьба многострадального LRT. Для того чтобы запустить наземное метро, городу не хватает миллиарда долларов. Их почти согласился выделить консорциум банков. На каких условиях – аким пообещал рассказать после подписания всех бумаг.
НУР-СУЛТАН