Трудовой конфликт произошел в одном из самых богатых регионов страны – Мангистауской области. Основное отличие этого региона от других состоит в том, что общество здесь расслоилось на три части, резко различающиеся по уровню доходов. По сути, это создание условий для будущих трений, где свои претензии будут высказывать низшие слои, а жертвами становиться слои высшие. В Европе давно пришли к пониманию, что выпячивание своего богатства – дурной тон. А систематическое выпячивание – возможность вызвать социальный конфликт.
Но у нас в стране есть еще два региона, очень похожих на Мангистаускую область и по уровню доходов, и по структуре расслоения общества. Это Актюбинская и Атырауская области. И больше всего они похожи по структуре экономики: ее основу во всех трех областях составляет добыча нефти. Только в Актюбинской области ведется еще добыча и переработка хромовой руды.
На фоне быстрого роста населения в трех регионах – за 10 лет по 42 процента в Актюбинской и Мангистауской областях и 17 процентов в Атырауской области – такое социальное расслоение будет только увеличиваться. Значит, будет увеличиваться и социальная напряженность.
Легче работать по-крупному
Трения всегда можно сгладить, если у населения будет возможность найти себе достойную работу не только на нефтеразработках. Но практически вся жизнь региона связана с добычей полезных ископаемых. Причем действует здесь даже не крупный бизнес, а суперкрупный – транснациональные корпорации.
Малого и среднего бизнеса в регионе почти нет. Или находится в загоне. По большому счету, местным акиматам даже невыгодно помогать в развитии МСБ, так как хлопот с ним много, а от налогов все хотят уклониться. Проще работать с крупными компаниями, которые дают многомиллионные налоги. Такое впечатление создается, когда читаешь отчеты местных чиновников.
Неготовность акимата работать с “мелкими” проблемами стала видна во время конфликта. Проще было задержать зачинщиков и наказать их штрафами. Это показывает громоздкость системы управления в регионе. Думается, что подобный дефицит власти возникнет и в других областях нашего нефтедобывающего региона, если там возникнут свои очаги напряженности.
Жизнь тут некачественная
Еще одна причина напряженности – качество жизни населения. Традиционно это воспринимается как повод для повышения заработной платы. На самом деле это все, что нас окружает и чем мы пользуемся. На западе Казахстана жить на самом деле трудно. Так уж получилось, что месторождения нефти в Казахстане расположены в засушливых районах, мало приспособленных для жизни.
В этой ситуации местным властям необходимо заботиться о повышении именно качества жизни. Это обеспечение питьевой водой, орошение земли, посадка деревьев, где это возможно, улучшение системы образования и здравоохранения.
Для юношества тоже надо создавать условия для самореализации. Именно эта часть населения сейчас выходит на арену. Какая молодежь будет завтра – зависит от того, что сделают власти и общество сегодня. Голому и сирому нечего терять. Такой человек легко пойдет за любым проповедником, обещающим рай.
Деньги на все это в Казахстане есть. В прошлом году Казахстан получил от продажи нефти 36,9 миллиарда долларов. Причем благодаря разумной политике наши доходы от нефти выше, чем в других государствах. Так, Казахстан за счет более высоких налогов и других инструментов получает доходов с одной тонны нефти в 2 раза больше, чем Россия.
Зарабатывать – не только на сырье
Проблема в другом. Базовые отрасли экономики Казахстана – это добыча полезных ископаемых и металлургия. И по оценке экономистов, в ближайшие 20 лет сырьевая составляющая отечественной экономики только усилится. Следовательно, доминировать будут крупные предприятия. Учитывая, что и сельские предприятия у нас укрупняются, число наемных работников будет быстро расти. И если чиновники и крупный бизнес будут относиться к проблемам населения так же, как в Мангистау, то такие трудовые конфликты станут обычными для областей, где добывается сырье. А это половина всех областей страны.
Сегодня в Казахстане реализуется Программа форсированного индустриально-инновационного развития. В принципе, она должна создать условия для несырьевого развития страны. Государство берет на себя обязательства по организации инкубаторов, стимулированию МСБ, созданию необходимых условий, упрощению системы контроля. Но кроме этого необходима реальная диверсификация экономики, с тем чтобы люди получили возможность работать и зарабатывать не только на сырье.