Распущенность моя состояла в слишком короткой, по мнению домашней блюстительницы нравственности, юбочке. А еще — слишком громком смехе в компании таких же распущенных особ, слишком частых звонках мальчиков, слишком яркой помаде, слишком высоких каблуках, слишком… слишком…
Давно уже нет бабушки, но даже совершенно одряхлев, она не забывала применить свое излюбленное определение ко мне, стремительно и независимо выраставшей в девушку, молодую женщину.
Надо полагать, что на противоположном распущенности полюсе стоит целомудрие. Это слово для меня, как и для многих сегодня — из того же безнадежно устаревшего лексического ряда, что «неизбывный» и «доколе». Не по содержанию, а по форме. Классические романы позапрошлого века да телесериалы, снятые по ним — только там и можно еще встретить характеристику «целомудренная», относящуюся к какому-нибудь синему чулку.
Мы знаем высоконравственных людей, читаем о добрых, благородных, целеустремленных, активных, неравнодушных, etc. Порядочные девушки толпами бродят вокруг нас, если верить их резюме. Целомудренные остались в туманной дымке, скрывающей от нормального современного человека границы добра и зла.
Целомудрие часто путают с девственностью и рассматривают как бы с точки зрения тела, но не в отношении души. Хотя, если вдуматься, само слово подсказывает: речь идет о целостности мудрования, суждения, взгляда на себя, жизнь, окружающих. Это, можно сказать, целостность мыслей, душевных сил, направленных в сторону совершенствования.
Святые отцы говорят об этой целостности как о том правильном устроении души и соответствующем состоянии тела, которые заповеданы богом. Чистота тела — это более-менее всем понятно. С остальным – сложнее.
Вот мнение по этому поводу писателя-фантаста Сергея Лукьяненко: «В словаре Даля для слова «целомудрие» даже не отведено отдельной статьи — есть лишь форма от слова «целый». Даль определяет целомудрие как непорочность, сохранение себя в девственной или брачной чистоте. На мой взгляд, определение вполне исчерпывающее. Можно, конечно, говорить и о целомудрии мысли (которое далеко не всегда равно целомудрию телесному), можно говорить о целомудрии житейском, используя слово в переносном смысле, как синоним скромности, порядочности и деликатности.
Но в данном случае полезнее будет исходить из основного, первичного смысла. Возможно ли целомудрие в наши дни? И да, и нет.
«Эры целомудрия», по сути, не было нигде и никогда. Галантные средневековые рыцари, совершая подвиги во имя дамы сердца, не считали даже подобием измены «любовь» окрестных селянок. Английские джентльмены не гнушались содержанками из "низших слоев общества". Отношение к целомудрию в русском обществе прекрасно видно даже из произведений классиков русской литературы, многие из которых тоже не были образцами нравственности. Советское время, изжив крайние рецидивы вроде революционной теории «глотка воды», породило курортные романы и прочие «приемлемые обществом» формы супружеской измены.
О сексуальной революции середины прошлого века на Западе или о нынешнем положении дел в России можно и не говорить. Разумеется, всегда и во все времена существовали люди, сохранявшие девственность до брака и не нарушающие супружеского союза. Но думаю, что этот процент примерно одинаков в любом обществе.
Можно ли рассчитывать на целомудрие в наше время?
Люди все позже вступают в брак — и это естественная тенденция. Пожалуй, только к тридцати годам (да и то при благоприятном раскладе) человек способен создать свой дом, добиться каких-то успехов на работе, содержать детей. Отказаться от секса на все молодые и отчасти зрелые годы для большинства людей просто нереально. Альтернатива — сидеть «молодой семьей» на шее родителей, требовать от них нянчить детей, словом — жить в законном браке, но оставаться недорослями, мне кажется куда более отвратительной, чем секс до брака.
Поэтому единственное целомудрие, которое реально может хранить современный человек — это целомудрие брачное. Печально, что для многих невыносимо тягостно и оно».
Конец цитаты.
С автором «Ночного дозора» можно очень и очень поспорить. Иногда в одни и те же слова люди вкладывают совершенно разный смысл, причем это явление наблюдается во всех языках. И русский, конечно, не исключение. Особенно часто возникают проблемы с абстрактными понятиями. У Даля – одно, а в словаре Ожегова целомудрию, напротив, дается два объяснения: 1. то же, что девственность; 2. строгая нравственность.
В понимании философов целомудрие — это категория, которая имеет отношение именно к состоянию души — независимо от каких-то физических, физиологических аспектов. Это некая внутренняя чистота, которая не обуславливается внешними факторами. Это также и честность, и благородство, и желание найти смысл жизни. Целомудрие как некая целостность, завершенность, которая защищает душу.
Нельзя судить о внутреннем содержании человека по одежке, по его внешнему виду, как бы ни была коротка юбка. И мне почему-то кажется, что целомудрие возможно всегда, в любые времена. Просто сейчас мы живем в мире, где существуют другие стандарты, другая скорость по сравнению с прошлыми веками. Между прочим, и раньше не все так было хорошо в смысле нравственности. Но мне кажется, что-то вечное, присущее человеку с самого начала его существования в мире, было, есть и будет.
— Прежде всего, целомудрие — это внутреннее нравственное состояние, и нельзя сводить его только к девственности, потому что человек может попасть в тяжелую ситуацию и не по своей вине, считает психолог Елена Переведина. — Другое дело, что зачастую на людей, реализующих свое право на целомудрие, оказывают давление. В частности, доктора, которые могут сказать: «Проблемы со здоровьем у вас оттого, что вы не живете половой жизнью».
А с экрана к тому же пропагандируется образ современной девушки, гламурной красотки — доступной и непостоянной. Я вижу, как уходит понимание важности целомудрия. Легко популяризировать образ женщины, меняющей партнеров как перчатки, сложнее потом понять, что все-таки для детей лучше, когда они растут в полной семье, которую люди создали впервые и навсегда.
Но сегодня люди просто начинают жить вместе, а дальше — как получится. Залог целомудрия все-таки в семье, в том, насколько родители дорожат друг другом, ведь дети понимают гораздо больше, чем кажется взрослым: дескать, обсудили по телефону — ребенок не услышал, сказали пошлость — он не понял. Медицинской статистики того, насколько молодежь соблюдает до брака девственность, нет. Но и без нее можно сказать, что браки, которые для девушек начинаются впервые, прочнее.
Тело и душа, душа и тело… Пожалуй, я согласна с теми, кто считает, что целомудрие — это не автоматический антоним распущенности и развращенности, а нечто гораздо более важное и глубокое. И в первую очередь — это целостность мировоззрения. Сегодня в нашем обществе с этим очень большая проблема.
Люди страдают как раз оттого, что не могут найти в себе стержень. Что-то они видят под одним углом зрения, что-то под другим, что-то под третьим. И в итоге человек чувствует себя расколотым на множество кусочков, как разбитое зеркало.
Наверное, важно уметь отказываться от своих лишних осколочков, причем сделать такой выбор сознательно, просто трезво на себя посмотреть и понять, что какие-то вещи тебе в жизни не нужны. Ради своей целостности отказаться от лишней рюмки водки, от сигареты, от более тяжелых вещей.
Если я замужем, то связи на стороне будут разрушать целостность моей семьи, разрушать и ее, и меня. Так зачем мне это нужно? Задать себе этот вопрос, и тогда станет ясно, что и как нужно от себя отделить, словно грязь, шелуху.
Да, целомудрие как высшая форма нравственности — это система. Это сознательно поставленный и поддерживаемый защитный барьер от манящей тебя окружающей грязи. Здесь, как мне кажется, и лежит основное различие между целомудренными людьми и теми, о которых говорят, что они совершают высоконравственные поступки.
Совершить подобный поступок, в общем-то, довольно просто. В чем я иногда убеждаюсь на собственном опыте, когда оказывается вдруг, что достаточно вовремя остановиться и не сделать гадость — и ты уже в глазах окружающих приличный человек.
Увы, целомудренной я от этого не становлюсь… Наверное, целомудрие — не просто череда нравственных поступков, а само существование твое, течение твоей жизни, в которой ты сделала выбор в отношении всевозможных соблазнов. И таких целомудренных людей я за свою жизнь… Хотела сначала написать, что вовсе не встречала, потом поняла, что нет, были такие люди.
Я действительно знаю нескольких людей, чья естественная нравственность вызывала у меня искреннее желание поучиться у них умению жить. Можно ли их назвать целомудренными? Пожалуй, что можно, хотя в моменты общения с ними данное определение и близко не приходило мне в голову.
Настоящую зависть вызывало у меня удивительное спокойствие этих людей, когда судьба подвергала их нравственные принципы испытанию. Не знаю, что происходило у них в душах, шла ли там какая-то внутренняя борьба, но только внешне это все выглядело так, что иного исхода у ситуации и быть не может. Куда до них мне, «приличной женщине», постоянно рефлексирующей по поводу правильности того или иного выбора.
Если такие люди существуют, значит, и целомудрие в наше время, пусть не как слово, но как понятие не исчезло? Не знаю, не знаю… Могу лишь сказать, что эти люди были как бы вне времени. Окружающие относились к ним как к аномалии, и скорее, негативно.
Потому что они вызывают у других, нормальных, чувство неловкости за себя — довольно неприятное ощущение.
Хочется назвать их ханжами, ведь это очень удобный ярлык. Но они — не ханжи, они искренние, они настоящие. Что-то дает им силы, помогает им с такой внешней легкостью противостоять соблазнам.
Я тоже так хочу, но не получается…