В Казахстане данное искусство пока не получило широко распространения. Но в регионах уже появились свои умельцы.
Темиртауский профи
Сергей Попов много лет назад с успехом окончил художественную школу. Но рисование так и не стало его основной профессией. Сейчас он трудится механиком в АО МФ «Уралдомнаремонт — Т». Его увлечение аэрографией началось случайно — попробовать разукрасить машину предложили друзья.
— Сергей, как устроен аэрограф?
— В переводе «аэрограф» — это «воздушная кисть». Он похож на шариковую ручку, в которую встроен маленький бочонок под краску. Краска может использоваться разная — в зависимости от поверхности, на которую она будет наноситься. Если это тело — то масляная, гуашь или специальная для боди-арта, если машина — автомобильная. За счет распыления краски через маленькое отверстие, аэрографом удобно рисовать даже мелкие детали, такие как шерсть животных: каждая шерстинка рисуется по отдельности. Это долгая и кропотливая работа. Во время визита в Москву, я побывал в Эрмитаже. Увидя шедевры, понял, как раньше художникам было тяжело рисовать кистью небо, они тратили на это уйму времени. Аэрографом очень легко делать незаметные переходы от одного цвета к другому, поэтому небо, как настоящее, можно нарисовать за 15 минут. Для нанесения рисунка вполне достаточно одного аэрографа — каждый раз после одного цвета прибор промывается. Однако, для удобства лучше, когда используются несколько воздушных кистей.
— Я купил первый аэрограф, попытался поработать им, но у меня не получилось, — продолжает рассказывать Сергей. — Я решил, что должен узнать технологию нанесения рисунка и отправился учиться в Москву. Десятидневные курсы мастерства проходили в Объединении российских художников аэрографии. Это не просто школа, а салон, в котором практикуют кроме тюнинга и ремонта авто, роспись аэрографом. Ребята — профессиональные художники, окончившие академии — рисуют на автомобилях Аллы Пугачевой, Филиппа Киркорова, Тимати и других звезд. Свои работы мастера представляют на международных выставках, занимают первые места. На курсах в Москве я узнал много интересного. Мой учитель, тоже профессионал своего дела, был доволен моей дипломной работой, на которую отводилось два последних дня. Мне дали фото головы орла и попросили нарисовать на машине эту картинку. Теперь мои друзья, смотря на эскизное фото и на фото моей работы, которые я привез с учебы, не сразу понимают, где оригинал, а где рисунок аэрографом.
Сергей получил сертификат том, что он прошел уроки по специальности «Технология нанесения рисунка на автомобиль» и теперь дипломированный специалист в этой области. Хотя, по большому счету, под словом «автомобиль» можно подразумевать любую поверхность, хоть заготовки для иллюстрации книг.
Новое хобби может стать работой
Учитель предложил темиртаусцу остаться в российской столице, работать в элитной мастерской, где тот проходил обучение, но он не согласился — дома ждала семья. К тому же такая работа не сразу высоко оплачивается, поэтому накопить на жилье и перевезти жену с ребенком в Москву пришлось бы нескоро. Профессионалы, работающие там много лет могут позволить себе, ни в чем не отказывая, за три месяца с заработной платы насобирать средств на покупку «Форд фокус» 2003 года выпуска. Но трудиться с рассвета до заката: жесткие условия, жесткие графики, жесткий регламент. За час простоя работы -отдать в кассу от 12 до 17 тысяч рублей. Машины должны разрисовываться в срок, и слова «не успел» или «не смог» в виде «откорячки» не принимаются.
— Вот это уровень, — вздыхает Сергей. — Мы в Казахстане придем к этому только через несколько десятков лет, по прогнозам. Поэтому для меня это стало всего лишь увлечением. Вернувшись в Темиртау, я решил заняться им основательно. Предложил свои услуги самому большому автокомплексу в нашем городе — «Бизон». Пока там работал, удалось разрисовать только две машины — авто друга и свое собственное. Работал бесплатно, ради практики. Рисунки получились пустоватыми — без поддержки учителя работать оказалось тяжелее. Приходили люди, заказывали фото и картинки на авто, но многие не понимают, насколько кропотливая и сложная эта работа, сколько на нее уходит сил, не говоря уже о финансовых расходах на краску и профессиональные трафареты, которые выполняются на заказ. Однажды мужчина попросил разрисовать его автомобиль под рыбью чешую, но, узнав сколько это будет для него стоить — отказался. То есть у людей есть желание, но они не готовы за него платить. Кроме того, после нанесения рисунка, авто необходимо лакировать. В противном случае, краска при небольшом усилии может стереться обыкновенной тряпочкой. В салоне, где я работал, в штате не было профессионального маляра, поэтому я предупреждал заказчиков о том, что им придется лакировать авто в другом салоне. Такие неудобства пугают потенциальных клиентов, не меньше, чем финансовая сторона. А еще заказчики, что вполне объяснимо, просят каталог моих работ. У меня его нет — работ было мало. В общем, учитывая все сложности, в Темиртау пока невозможно заработать на аэрографии деньги на содержание семьи.
Сергей ушел из «Бизона», потому что не смог больше разрываться между основной службой и хобби, которое не приносило дохода, но отнимало драгоценное время отдыха. Однако специалист мечтает превратить хобби в прибыльное и первостепенное занятие.
— В Казахстане аэрография станет индустрией, когда у людей будут деньги, — говорит Сергей. — Это дорогое удовольствие. В Темиртау роспись на машине может стоить от 5000 тенге — этот рисунок поместится на люке бензобака. Стоимость рисунка напрямую связана с его сложностью, которая зависит от количества деталей, и того, насколько они мелкие. Поэтому цена работы может быть слишком высока, и достигать нескольких сотен тысяч тенге. Если учесть численность населения в городе, вычесть всех бабушек и детей, «вычленить» из автомобилистов тех, кому это не надо — я не думаю, что получится так много желающих расписать свои автомобили, чтоб эта работа здесь могла бы стать для меня главной. Я знаю, что в Алматы есть художник, который прошел то же самое обучение в Москве. В полуторамиллионном городе аэрография пользуется популярностью и приносит специалистам-аэрографам ощутимый доход. Но я не хочу уезжать в Алматы, мне не нравится этот город.
Рисунок лучше любой сигнализации
Роспись на машине — гарантия того, что в случае угона авто найдут незамедлительно. Каждый рисунок индивидуален и может служить главным опознавательным знаком.
— Поэтому в Москве клиентами аэрографических салонов являются владельцы исключительно дорогих авто — «золотая молодежь» или люди, имеющие стабильный большой доход,- говорит Сергей Попов. — Хотят обезопасить элитные машины от краж. Кроме того, в России есть способы защитить рисунки на автомобилях. Там аэрографию страхуют — в случае аварии страховые компании выплачивают потерпевшим компенсацию за порчу рисунка. В Казахстане ни один страховой агент не возьмется за такое дело.
Эксклюзивные рисунки могут быть разными. По словам Сергея, очень сложно сказать, что сегодня больше выбирают клиенты.
— Кому что в голову взбредет,- говорит Сергей, — и что немаловажно — кто сколько готов заплатить. Многие хотят изображения голых женщин, но зачастую не рискуют. Большинство выбирают стиль «техно». Некоторые рисуют на машине другую машину. Мне довелось лицезреть фото, на котором были изображены две рядом стоящие машины: на переднем плане «Мерседес», а на заднем — бусик. Я даже и не сразу понял, что на бусе в натуральный размер нарисована иномарка. Видел черный «Hummer» с огромной желтой надписью «Маруся». Мастеру-аэрографу порой приходится рисовать очень невероятные вещи. По-моему, самая мучительная работа — вырисовывание мелких деталей, таких как волосы. Поэтому мастер должен быть в первую очередь терпелив.
Ну а я могу лишь добавить: несмотря на то, что у Сергея Попова не всегда хватает терпения и усидчивости, свое хобби он любит всей душой и не думает его бросать.