Пусть говорят?
Озабоченные ростом «тюремного населения» (а оно сегодня достигает 49 тысяч человек) мажилисмены интересовались, будут ли строиться частные колонии. Ответ главы МВД генерала Калмуханбета КАСЫМОВА не порадовал: не спешат наши предприниматели вкладывать средства ни в места лишения свободы, ни в развитие производств в неволе. Меж тем половина заключенных не обеспечена работой, и они в полном смысле слова сидят ничем не занятые на шее налогоплательщиков. К слову, на содержание одного заключенного в год тратится 651 тысяча тенге, а на водворенных в СИЗО и того больше – 950 тысяч.
Депутат Турсунбек ОМУРЗАКОВ предложил: а не поучиться ли нам у предприимчивых американцев?
– Вы запрещаете осужденным говорить по телефону, – обратился он к главному полицейскому страны. – А крупнейшая американская телефонная компания дает возможность говорить всем арестантам. И 32 процента своей прибыли отчисляет тюрьмам.
К предложению рачительного мажилисмена министр отнесся прохладно. Может, и напрасно. Ведь несмотря на жестокую борьбу с телефонами (их у заключенных изымают сотнями), основным развлечением лишенных свободы граждан остаются переговоры по мобильному. А «единицы» на разговор давно стали внутренней валютой в зонах. Почему бы и впрямь не сделать общение «контингента» с волей одной из статей дохода учреждений? Все равно ведь звонят…
Чуйская долина для фармацевтов
Другое предложение обратить расходы в доходы поступило от депутата Дариги НАЗАРБАЕВОЙ:
– Чуйская долина – это 140 тысяч гектаров земли, где ежегодно можно производить до 5 тысяч тонн марихуаны. Предлагаю пересмотреть наш взгляд на коноплю в целом. Конопля – это не только наркотики, которые используются в криминальных целях. Это еще и полезная сельскохозяйственная культура.
Дарига Нурсултановна напомнила, что препараты из конопли используются для улучшения состояния больных раком и СПИДом «в Израиле, Чехии, Канаде, Голландии. Конопля используется также при лечении болезней памяти, помогает страдающим болезнью Альцгеймера… В ряде стран коноплю специально выращивают. Вообще, из конопли по всему миру производится 25 тысяч видов продукции… Сколько лет уже наши правоохранительные органы борются с коноплей, дико произрастающей в Чуйской долине? Сколько бюджетных денег истрачено на эту борьбу – эффективна ли она?».
После этого депутат обратилась с прямым вопросом к Калмуханбету Касымову:
– Как вы смотрите на то, чтобы передать эти земли в управление крупным фармацевтическим компаниям, которые, построив там завод, производили бы эту продукцию?
Генерал замялся: «Конечно, перекрыть все 140 тысяч гектаров невозможно… Надо решать – или уничтожать, или же использовать в народнохозяйственном направлении». И вспомнил, что в свое время, в 2012 году, Минсельхоз подписал антинаркотическую программу, «и там была предусмотрена программа по развитию производства, но все так и стоит пока на месте».
Может, теперь вновь вспомнят о нереализованных планах?
Астана