Рашида Шайкенова: «Турфирмы не замечают денег буквально у себя под ногами» - Караван
  • $ 481.19
  • 538.45
+7 °C
Алматы
2024 Год
1 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Рашида Шайкенова: «Турфирмы не замечают денег буквально у себя под ногами»

Рашида Шайкенова: «Турфирмы не замечают денег буквально у себя под ногами»

О том, куда могут поехать казахстанские туристы и как сложился год для туррынка страны, рассказала директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова.

  • 11 Января 2012
  • 3339
Фото - Caravan.kz

– Рашида Рашидовна, что предлагают нашим туристам казахстанские турфирмы?

– Осенне-зимние направления – это «пляжные» Таиланд, Малайзия, уже второй год мы предлагаем Хайнань. «Горнолыжное» предложение – это Австрия, Швейцария, Болгария. Четвертый год на нашем рынке активно позиционируется Финляндия – Лапландия, курорт Леви. Причем это – не только Санта-Клаус (фирменная фишка Лапландии – «Къ»), но и горнолыжные курорты с трассами разного уровня сложности. От самых пологих, для «чайников», до «черных» – для экстремалов. А я с удовольствием покаталась там на санках. С 1 декабря впервые авиакомпания «Скат» с туроператором открыли чартерный авиарейс на Каракол (Кыргызстан). Кыргызские партнеры предлагают для любителей лыж и зимних видов отдыха цены и качество более привлекательные, по сравнению с Казахстаном (подробнее о Караколе см. «Курсивъ» №48).

С 2 июня «Эйр Астана» запустила прямой регулярный рейс в Тбилиси. Соответственно, доступными стали грузинские горнолыжные курорты – Бакуриани и Гудаури. Прибавьте сюда отсутствие визы, 4-часовой перелет, архитектуру, историю, гостеприимство, знаменитую местную кухню и шикарное грузинское вино. Их цены на проживание, питание, горнолыжный сервис, я вам скажу, на 10–15% ниже, чем у нас.

– По предварительным данным, насколько хорошо идут продажи в Финляндию?

– Пока не очень.

– Какие направления ушли с рынка?

– Египет. После известных политических событий.

– В Таиланде тоже было неспокойно…

– В нем все по-другому. Наши туристы почти не почувствовали, что в Тае что-то происходит. Угроза была в связи с наводнениями, но все обошлось.

– Какие направления пользуются наибольшей популярностью?

– Турция (прежде всего, мы говорим об Анталье) каждый год стабильно дает прирост в 16–20%. Причины очевидны: приемлемое качество при доступной цене, облегченный визовый режим (виза ставится в аэропорту по прибытии), большое количество предложений от туроператоров-чартеродержателей и недолгий перелет.

Сроки перелетов – вообще проблема для казахстанского туррынка: страна расположена вдалеке от туристических прелестей мира. Стоимость дороги составляет большую часть цены турпакета.

Вторая проблема – визы. Наши туристы любят Италию, Испанию, Лазурный Берег Франции, но это – не массовый поток. Потому что получить визу в Шенгенскую зону достаточно непросто. Когда посольства дают послабления при оформлении въездных документов, это сразу приводит к увеличению спроса. И наоборот: в начале 2011 года посольство Чехии, популярной у нас страны, стало требовать личного присутствия при сдаче документов. Чешская инициатива вызвала негативное отношение рынка, было, пусть и небольшое, но падение.

Это же вчерашний день, мы уже несколько лет назад вели переговоры с посольствами Италии, Германии, Франции. И эти посольства пришли к пониманию, что оформляют документы или аккредитованные турфирмы, или по доверенности. Представьте: перелет из, допустим, Актау до Астаны и обратно плюс проживание – виза становится «золотой». Правда, недавно чехи сами стали искать варианты для оформления документов. Согласно статистике, мы давно не представляем миграционной опасности, наши туристы оставляют в Чехии и других странах немалые деньги, наши студенты едут туда учиться. Поэтому мы хотели бы от загранпредставительств, аккредитованных в РК, адекватного понимания этой ситуации.

– Чем, по Вашим данным, отличился 2011 год в сравнении с прошлым?

– Год выдался поучительным. В нынешнем году туроператоры впервые за последние несколько лет превысили спрос. Рынок предложил огромное количество чартеров. Была жесткая конкуренция за клиента и, как следствие, демпинг. В нынешнем году из Казахстана впервые можно было улететь в Турцию за $180. Это ниже себестоимости пассажирского кресла. Турагенты неплохо заработали, потому что могли выбирать для себя более выгодные условия. А вот многие чартеродержатели и те, кто выкупил блоки мест, ушли в серьезный минус.

– Насколько серьезный?

– Это коммерческая тайна, но цифры, видимо, немалые.

– Почему же это произошло?

– Операторы переоценили рынок. Мы, когда обсуждали эту ситуацию, шутили: как будто тур-операторы начали рожать людей, чтобы заполнить свои чартеры. Возможно, были ожидания, что кто-то не выдержит и уйдет с рынка – словом, чистая конкуренция.

– Кстати, кто-то из крупных операторов зашел в Казахстан?

– Нас все пугают, что этот зай-дет, тот. Но пока на рынок пришла московская компания «Сеть магазинов «Горящих путевок».

– Как изменился объем турпотока по сравнению с прошлым годом?

– Если брать последние годы, с 2007 по 2011, то наиболее благоприятным для туристической отрасли Казахстана был 2007 год. Затем грянул кризис. Говорят, Казахстан не очень остро его почувствовал, но турбизнес перенес его тяжело. Ведь человек, когда экономит, начинает с отдыха. 2010 – первый год, когда мы почувствовали рост. Очень маленький, но движение началось. В этом году динамика есть, количество выезжающих на отдых, на учебу, в деловые поездки тоже выросло (см. таблицу – «Къ»). Но темпы роста тоже невелики. Цифр пока назвать не могу, у нас еще не закрылся осенне-зимний период. Вот еще особенность: сейчас наш туррынок – всесезонный. Это раньше мы работали только летом.

– Какие авиакомпании в Казахстане сейчас предлагают услуги чартерных авиаперевозок?

– Из казахстанских компаний это прежде всего Scat. Свои услуги предлагают турецкие авиакомпании, «Болгарские авиалинии», не так давно на наш рынок пришли «Украинские авиалинии», что значительно расширило возможности туристических компаний. Мы рассматриваем варианты Финляндии через Киев. С нетерпением ожидаем заявленного «Эйр Астаной» рейса на Гонконг.

– С принимающей стороной Вы сотрудничаете напрямую?

– Мы уже давно перестали работать через Москву. Беда – в другом: большинство туроператоров работают на Турцию. Очень немногие находятся в поиске новых интересных направлений.

– На какие «компоненты» турпутевки – проживание, перелет или иные позиции – цены изменились больше всего?

– В этом году цены на регулярные перелеты были стабильными. На чартерном рынке цены колебались серьезно: можно было за $600 улететь в Турцию, а можно – и за $200, если путевки горели. Весь год лихорадило египетское направление, сейчас оно практически закрылось. Это, конечно же, повлияло на ценовую политику турецких отелей. В начале летнего сезона цены выросли на 25–30%. Но и сейчас, на зимний сезон, они предлагают отели с бассейнами и spa и, я вам скажу, недешево.

– Кто оплачивает изменение цен – туроператор, турагент или клиент?

– Конечно, клиент.

– Как складывается ситуация на внутреннем туррынке?

– Туристы стараются далеко не выезжать. Алматинская область – это Чимбулак. Приезжают, конечно, из других регионов, но их количество незначительно. Акмолинская область озабочена созданием лыжных курортов. Восточный Казахстан – удивительное место по своей природе. Но оно, безусловно, нуждается в серьезном развитии.

Экотуризм – одно из самых востребованных направлений туризма в мире. По свидетельству Всемирной туристической организации (ВТО), объемы экотуризма будут расти. И наша страна еще должна работать по созданию уникальных предложений на международный туристический рынок, развивать недорогую инфраструктуру в регионах, создавать рабочие места и давать людям возможность зарабатывать. За последнее время мы организовали 88 гостевых домов по всему Казахстану. Это – один из самых любимых вариантов размещений у иностранцев. Но и у казахстанцев он пользуется спросом.

Нет худа без добра: политические, экономические, природные катаклизмы вынудили казахстанских туристов искать возможности отдыха дома и оставлять деньги в Казахстане. Во второй половине 2010 года цифры внутреннего туризма впервые поползли вверх. Я связываю эту тенденцию также и с тем, что с ростом благосостояния люди больше начинают думать о своем здоровье, отдыхе, релаксе. Поэтому все большей популярностью стали пользоваться туры выходного дня.

– Куда?

– Чарын и Тургень, различные ущелья, территории национальных парков. Это – уникальные природные объекты. Инфраструктура развивается, предприниматели потихоньку начали вкладывать в нее деньги. Не надо больших вложений, нужно договариваться с местным населением. Хозяин дома выделяет одну-две комнаты – и вот вам размещение. Донорские организации, например USAID, покупают котлы для подогрева воды, душевые кабинки, унитазы, посуду, а мы обучаем хозяев, как нужно принимать гостей, создали словарик, который вручаем хозяину гостевого дома. Не может же он нанимать в селе переводчика. Цены тоже невелики: проживание с трехразовым питанием в гостевом доме стоит 2–6 тыс. тенге. Иностранцев они привлекают. Они считают деньги и не поедут на такси, изыскивая возможности экономного передвижения.

– Насколько велик рост в этом направлении?

– Сегмент растет, хотя не так стремительно, как хотелось бы. Времена группового туризма канули в Лету. Люди предпочитают ездить парой, семьей, небольшой компанией друзей. Сейчас разве что китайцы, корейцы и японцы едут группами.

– Из каких стран приезжают в Казахстан?

– Нас любят европейцы: немцы, австрийцы, итальянцы, англичане. Куда, говорят, поедет немец, туда поедет международный турист.

– Что это за туристы?

– Приезжают экотуристы. Наибольшим спросом, кроме Чарына и Тургеня, пользуются Угам, Аксу-Джабаглы, Саты и Кольсайские озера. В Акмолинской области популярен Коргалжин – рай для орнитологов. Плюс экстремалы – сплавщики, альпинисты. Но основа въездного туризма в Казахстане – деловой туризм. Чем больше проходит людей через конгрессный туризм, тем больше доля туристов, приезжающих сюда отдыхать.

– Въездные туристы 2011 года – организованные или самостоятельные?

– 80% – организованные, остальные – самостоятельные.

– Сколько денег оставляют в Казахстане иностранцы?

– Немного. По сравнению с 2010 годом эта цифра не изменилась: кроме дороги и проживания, экотуристы оставляют на питание и развлечения $500–600. Деловой турист оставляет гораздо больше. Только им мало кто занимается.

– Но ведь люди приезжают работать?

– Грамотно построенный рынок никогда не упустит экспатов. Они идут в рестораны, в кино, на выставки, в музеи. Из этого и складываются доходы. В Актюбинске – около 1,5 тыс. иностранцев. Но они не знают, где и как им проводить свой досуг, сидят в ресторанах.

Наши турфирмы ждут, кого бы отправить за границу. А денег буквально у себя под ногами не замечают. Сегодня ситуация на рынке достаточно сложная, за каждый тенге нужно бороться. Но на рынке есть удачные примеры привлечения в Алматы: отели предлагают для иностранных туристов воспользоваться возможностями горнолыжных курортов города и области. Такую возможность, например, предоставляет отель «Интерконтиненталь Алматы Анкара в Казахстане».

Источки: «Курсивъ»