Например, “Telecaster” 1957 года прибыл к нему из Австралии. Каспарс приобрел гитару через Интернет – на аукционе “eBay”. Музыкант, которому служил инструмент, закончил свою карьеру в преклонном возрасте. Он не смог выгодно продать гитару на Западе. Поэтому получилось, что инструмент, оцененный специалистом в 35 000 долларов, Каспарс приобрел за пять с небольшим тысяч.
“Эта гитара не может считаться коллекционной, – считает Каспарс. – Потому что гриф, схема, накладка в нем неродные. Можно, конечно, попытаться найти родные детали соответствующего года. Но тогда существует опасность ради ложной аутентичности потерять звук”.
Аутентичность, то есть подлинность инструмента, – одно из двух основных направлений, которым следуют собиратели электрогитар при создании своих коллекций. Второе качество, привлекающее коллекционеров, – это связь со знаменитыми артистами. Тут мерилом подлинности экспоната, как правило, служит сопроводительный документ, подписанный либо самим артистом, либо членами его музыкальной группы…
Нежелание рисковать звуком ради коллекционной стоимости инструмента – еще одно качество, которое отличает Каспарса от обычных коллекционеров. Он вообще не склонен делать из гитары музейный экспонат.
“Этот “Gibson Les Paul” спустя некоторое время вполне мог бы стать коллекционным, если бы я не играл на нем, а уложил бы в кейс и спрятал под кровать, – уверен Каспарс. – А еще лучше было бы поместить его в помещение с климатом, специально предназначенным для хранения инструментов. Эта гитара – точная копия модели “Gibson” 1959 года. Таких инструментов всего тысяча. Модель была так востребованна, что производители выпустили еще 200 ее точных копий. У моей гитары №149”.
Каспарс долго мечтал приобрести «Кастом» 1962 года или “Telecaster” 1957-го с кленовым грифом. Оказалось, что таких инструментов нет нигде. Уже окончательно отчаявшись приобрести желанную гитару, Каспарс вдруг наткнулся в Интернете на «Кастом» 1968 года. Гитару решил купить вопреки всем правилам безопасности.
“Риск был во всем, – рассказывает Каспарс, – товар, присланный мне, мог вполне оказаться почтовой открыткой за 2 доллара 95 центов. Демонстрационные записи, которые демонстрировали звучание гитары, тоже могли оказаться фальшивыми. Однако гитара, жалкая, пыльная, все же прибыла. Я ее почистил, привел в порядок и могу сказать, что вряд ли в Алматы найдется подобная по аутентичности и звуку. Правда, в ней меняли колки, после чего она, конечно, уже не подходит под класс А”.
Класс А – это еще одна категория коллекционеров, которая означает “нетронутость” инструмента. Как-то Каспарс чуть было не купил гитару класса А: “Это был “Fender Stratacaster” 1955 года. Струны со 2-й по 6-ю – родные. Кто-то купил в 1955 году новую гитару, побренчал на ней, порвал первую струну и положил обратно в новенький кейс. Даже проспект на месте. Это настоящий класс А. Не важно, какой у такого инструмента звук. Он ценится как история”.
Каспарс любит играть на гитаре, играет много, но публичной музыки, по его признанию, не делает. Однако он охотно предоставляет свои инструменты для записи знакомым музыкантам. На знаменитом “Telecaster”, например, играет известный в Алматы гитарист Коля Хорват. Часть коллекции Каспарса Кукелиса находится у него на родине, в Латвии, и там инструменты тоже не лежат без дела.