Полученный опыт лег в основу корректив, внесенных в проект закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам органов юстиции».
В частности, Мажилис одобрил создание общественных наблюдательных комиссий, а уголовно-исправительная система выбрала ориентацию на альтернативные меры наказания и внедрение правовых механизмов, предотвращающих пытки и насилие.
Казнить, нельзя помиловать
Когда неправительственная организация заявила о том, что существуют альтернативные методы такому наказанию как лишение свободы, отечественные судьи встретили утверждение с недоверием и улыбкой: почти все они говорили о том, что другие методы наказания просто-напросто не будут исполняться.
Однако НПОшникам удалось доказать обратное. В результате в 1998 году из ста процентов осужденных 40% приговаривались к исправительным работам, 60% — к лишению свободы. Сегодня процентное соотношение пропорционально изменилось. Вера Ткаченко, директор организации «Международная тюремная реформа» считает, что их НПО проделало колоссальную работу. Они передали в Минюст свои предложения и половина из них были приняты.
В результате в Павлодарской области был запущен проект, который ставил перед собой цель — приблизить казахстанские учреждения лишения свободы к международным стандартам.
Программу поддержало Министерство внутренних дел Казахстана и руководители учреждений павлодарской УИС (уголовно-исправительной системы). Однако члены НПО прекрасно понимали, что вряд ли можно обеспечить гуманизацию тюрем с помощью добрых пожеланий и наставлений или с помощью механических преобразований, скажем отказа от решеток на окнах, развешивания штор и выдачи носовых платков заключенным.
Поэтому прежде чем проект был внедрен, начальников тюрем повезли в Западную Европу. Там тюремная реформа — явление прошлое, результаты хорошие. Казахстанцы побывали в закрытых учреждениях Польши, Швеции, Великобритании, Германии.
Для обслуживающего персонала тюрем были проведены обучающие семинары, тренинги, им пришлось заново изучить правовой ликбез и ознакомиться с правами осужденных.
На сегодня те из начальников, которые прониклись идеей реформы, вводят в тюрьмах школы для получения образования, открывают библиотеки и даже бары, а самое главное — в них начали действовать общественные комиссии. Тюрьмы стали более открытыми и доступными для общества.
Первые общественные наблюдатели появились в Павлодаре, а вслед за ними комиссии были созданы еще в восьми областях страны. Совсем недавно общественный мониторинг стал возможен сразу в трех областях: Алматинской, Южно-Казахстанской и Жамбылской.
Подглядывание в замочную скважину
Общественность имеет право регулярно посещать места заключения и смотреть, что там происходит, в каких условиях находятся заключенные, проверять саннормы, питание.
В настоящее время разрабатывается положение об общественных комиссиях, в котором будет четко прописано, кто имеет право стать членом такой структуры, каковы ее полномочия, права, обязанности. Те комиссии, которые изначально были созданы в Павлодарской области, приходили в тюрьмы с целью мониторинга прав заключенных. Они состояли из представителей общественных организаций и отдельных физических лиц. Чего смогли добиться?
Члены комиссий говорят, что в первое время к каждому их визиту в тюрьмах готовились: убирали в камерах, выдавали чистое постельное белье. Потом привыкли, но самое интересное то, что санитарные нормы перестали быть показушными, теперь даже если общественники не приходят, заключенные говорят, что белье меняют чаще, независимо от проверок.
Сами же комиссии считают, что самой большой заслугой их работы стала профилактика жесткого обращения с заключенными, уменьшение насилия. Правда, на первый взгляд кажется, что добиться этого сложно, так как любая попытка передачи информации людям с воли, может караться после того, как комиссия уйдет. Тем более что все факты нарушения, собранные проверяющими, ложатся на стол администрации тюрьмы. Но опыт работы показал, что даже при таких искаженных небезопасных обстоятельствах, насилия в тюрьмах Павлодарской стало меньше.
«К тому же, — говорит Вера Ткаченко, — никто не рассказывает на очной ставке с общественниками, что его били, или над ним издевались. Информация собирается в виде анкетирования заключенных, анонимно. Специально для чистоты получения данных мы проводим обучающие семинары для членов общественных комиссий».
Самый главный вывод, который был сделан на экспериментальных площадках Павлодарской области: необходимо принять закон об общественных организациях, которые на самом деле могут стать огромной силой, способной запустить тюремную реформу.
Права заключенных: мифы и реальность
Комиссии провели несколько серьезных мониторингов, которые никто никогда в Казахстане не проводил. В частности, были изучены права ВИЧ-инфицированных заключенных, женщин с ограниченными возможностями, права заключенных на контакт с внешним миром.
Обнаружились удивительные подробности. Оказывается, существует право на телефонные звонки без ограничений. Общественники тщательно изучили законодательство, а затем сопоставили его с внутренними инструкциями закрытых учреждений.
Выяснилось, что во многих колониях забыли внести в уставы учреждений такое право как звонки без ограничений. Кажется мелочь, но если спросить у заключенных, что значит для них связь с внешним миром, ответят, что они мечтают использовать свои права в полной, а не усеченной мере.
Также, например, существует право встречаться с родными людьми, однако ввиду того, что люди отбывают наказания не по месту жительства, эти встречи случаются крайне редко. Поэтому общественные комиссии предложили перевести заключенных в колонии, расположенные максимально близко к месту их жительства. Осужденные имеют право на переписку. Но такая пустячная проблема как отсутствие конверта, лишает их этой возможности.
Члены общественных комиссий высказали предположение, что государство вполне могло бы взять на себя обеспечение каждого заключенного одним конвертом в месяц, потому как не демократично провозглашать права, которые не могут реально быть обеспечены.
От профкома, от месткома…
В связи с начавшейся работой общественных комиссий, возник и такой вопрос как проверка полученной информации на достоверность. Не секрет, что криминальные личности могут дезинформировать кого угодно, оговорить и очернить невиновных и так далее.
Сотрудники НПО «Международная тюремная реформа» говорят, что прежде чем запустить представителей от общества в колонии, они обучали их выбирать респондентов, учитывая специфику учреждений. И ни на минуту не усомнились в том, что подобная работа не нужна.
В Великобритании общественный институт мониторинга существует 300 лет, и от него никто не собирается отказываться, там существует четыре формы различных инспекций.
Наши комиссии пока находятся в стадии формирования.
В настоящее время обсуждается положение об общественных комиссиях. Слава богу, к обсуждению было привлечено НПО «международная тюремная реформа», именно ему пришлось отстаивать некоторые полезные и трезвые позиции, которые чиновники пытались проскочить или заформализовать, мало беспокоясь о последствиях, то есть о тех же заключенных.
Так, например, сенаторы предлагали включать в состав общественных комиссий только по одному представителю от одной общественной организации, при этом сами НПО должны были иметь опыт правозащитной работы не менее пяти лет.
Инициаторам общественных комиссий удалось доказать, что в стране не так много неправительственных организаций, работающих в этом направлении, поэтому ограничивать их представительство одним голосом неразумно.
К тому же есть области в Западном и Северном Казахстане, где таких организаций вовсе нет. Их надо создавать.
Относительно стажа работы также были внесены коррективы. В результате, есть надежда, что в стране появится независимый общественный контроль за тюрьмами, и реформа станет не сказкой про тюрьму-рай за границей, а нашей повседневной реальностью.