Согласно ему, с 1 января 2022 года минимальный размер заработной платы (МЗП) составит 60 тысяч тенге. Для сравнения: в 2021 году МЗП составляет 42 500 тенге.
Как ранее сообщили в минтруда, увеличение МЗП обеспечит рост доходов 1,6 миллиона человек, которые работают во всех отраслях экономики.
"В первую очередь повышение МЗП коснется низкооплачиваемых работников. Во-вторых, работодатели, которые при установлении уровня зарплаты используют показатель МЗП, также будут пересматривать заработную плату других категорий работников", — пояснили в ведомстве.
МРП, или месячный расчетный показатель (его применяют для исчисления пособий, штрафов, налогов и других платежей), составит 3 063 тенге. В 2021 году он установлен в размере 2 917 тенге.
Величина прожиточного минимума (используется для подсчета размеров базовых социальных выплат) составит 36 018 тенге. В этом году она составляет 34 302 тенге.
Минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты в 2022 году установлен в размере 19 450 тенге. В этом году данный показатель составляет 18 524 тенге.
Минимальный размер пенсии в следующем году составит 46 302 тенге (для сравнения: в 2021 году он составляет 43 272 тенге).
По информации минтруда, в результате повышений в следующем году увеличатся доходы 5,1 миллиона казахстанцев, которые получают пенсии и пособия из госбюджета.
Закон о бюжете принят, но насколько это примечательная и позитивная новость и как она изменит жизнь рядовых казахстанцев? О каких нюансах нам следует помнить в первую очередь и, самое главное, как на всем этом оптимистичном фоне выглядят тенденции роста цен на продовольствие и инфляционные риски. Своим мнением на этот счет с медиа-порталом Caravan.kz поделился руководитель информационно-аналитического центра TeleTrade Сергей Лысаков.
— Закон о республиканском бюджете принят в плановом порядке, поэтому какой-либо интриги вокруг параметров бюджета не было. Главным же в бюджете остается его дефицит и использование Национального фонда. Власти РК ожидают пополнения фонда за счет роста добычи нефти и увеличения цен на нефть. На 2022 год и на 2023-2024 годы предполагается, что средняя цена на нефть составит 60 долларов за баррель, что выглядит довольно странным с учетом динамики цен на нефть, прогнозов международных организаций и институтов. На 2022 год в целом в очередной раз это является консервативным прогнозом по сравнению, например, с прогнозом Еврокомиссии в 78,9 доллара за баррель, — поделился с нами Лысаков.
По словам аналитика, показатели развития казахстанской экономики выглядят довольно оптимистично, особенно если учесть планируемое снижение цен на нефть по сравнению с 2021 годом.
— В 2021 году экономический рост во всем мире, в том числе и в Казахстане, носил восстановительный характер. При этом в лучшем сценарии он составит 4 процента. В этой связи добиться роста экономики аналогичными темпами, да еще с повышением в последующие 3 года до 4,8 процента, будет затруднительно. Крайне сомнительно, что обрабатывающие отрасли в структуре экономики будут продолжать расти высокими темпами в ближайшие годы, в среднем на 4,1 процента. Значительный упор вновь делается на рост нефтяного экспорта, что консервирует зависимость экономики от цен на нефть, — продолжил господин Лысаков.
Наш спикер отметил, что с учетом перехода инфляционных факторов на 2022 год возврат к целевому уровню в 4-5 процентов выглядит чересчур оптимистично, особенно с учетом планируемого роста тарифов на ЖКУ (жилищно-коммунальные услуги. — Прим. ред.), тенденций роста цен на продовольственные товары, неурожая зерновых в мире.
— Несмотря на рост объемов социальной поддержки, в том числе за счет республиканского бюджета, они не поспевают за реальным ростом цен, в результате чего вероятно повышение доли расходов на продовольствие в семейном бюджете. В значительной степени этому будет способствовать сохраняющийся высокий уровень импорта продовольствия в Казахстан. Так или иначе правительство в расчетах бюджета признает, что реальная заработная плата не поспевает за темпами роста цен. Реальная заработная плата в соответствии с бюджетными проектировками вырастет лишь на 0,5 процента, и только в случае последовательного снижения инфляции. Если эти прогнозы не сбудутся, то мы увидим падение реальных доходов населения даже по сравнению с официальной инфляцией, — добавил специалист.
В заключение эксперт дал неутешительный прогноз касательно рисков на фоне инфляционного давления в Казахстане.
— Инфляционное давление при повышении объемов импорта рискует вылиться в ослабление курса тенге в 2022 году. Этому также будут способствовать действия крупных мировых центробанков, прежде всего ФРС (Федеральная резервная система. — Прим. ред.), по ужесточению денежно-кредитной политики, что может вылиться в дополнительное укрепление американского доллара, — подытожил Сергей Лысаков.