Радиоактивный "пинг-понг" - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+16 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Радиоактивный "пинг-понг"

Радиоактивный "пинг-понг"

То, что Казахстан живет во многом, если не в основном, за счет экспорта сырья, знают все. Гораздо менее известен факт, что "богатство Казахстана прирастает" не только нефтью и медью, но и ломом металлов, цветных, а особенно черных.

  • 7 Апреля 2003
  • 923
Фото - Caravan.kz

То есть, о самом этом явлении в целом общество осведомлено, хотя бы посредством громких историй с хищениями металлических частей и деталей с различных производств. Но насколько важно это для экономики страны представляют немногие.
Между тем только в Китай, который все годы независимости остается главным (но не единственным) покупателем лома у Казахстана, этот товар идет буквально эшелонами. Время от времени эксперты говорят о затоваренности вагонами с металлоломом подъездных путей на стыке пограничных станций «Дружба» и «Алашанькоу».
Только в 2002 году в Китай из Казахстана было отправлено 25 тыс. вагонов с ломом черных металлов, что составило примерно 1,5 млн. тонн металлолома. Эксперты-синологи говорят, что для переработки казахстанского лома китайцы модернизировали несколько своих старых и даже построили новый металлургический комбинат.
Экспортировать лом металлов, конечно, в стратегическом плане не правильно, надо бы перерабатывать его самим. Но об этом говорить сейчас не приходится, учитывая состояние отечественной экономики и технологий. К сожалению, экспорт лома сейчас оправдан. Но и он сталкивается с проблемами, при чем очень неожиданными.
Китайская сторона все чаще обвиняет своих казахстанских визави в поставках лома с повышенным радиоактивным фоном. Только в прошлом году китайцы вернули нам около трехсот вагонов якобы с радиоактивным металлоломом. Почти тридцать вернулось за первые два месяца 2003 года.
Финансовые потери от такого объема возвращенного товара может быть и не гигантские, но с учетом транспортных расходов на обратную доставку отправителям, проведение экспертиз и всех необходимых в таких случаях мероприятий суммарные потери казахстанской стороны не кажутся совсем уж ничтожными. Но главное, конечно, не это, а вопрос безопасности и торгового имиджа страны.
Справедливости ради надо сказать, что такие радиоактивные проблемы возникли не вчера. Еще в первой половине 90-х годов был случай, когда казахстанские пограничники задержали идущий из Китая груз, радиационный фон которого превышал норму. Тогда его просто вернули обратно, и история эта, отразившись в пресс-релизах тог времени, не имела политического продолжения. Зато стала отправной точкой в таких историях.
Но казахстанские эксперты не спешат «посыпать голову пеплом», узнавая об очередном «светящемся» вагоне с той стороны.
Есть в этих случаях много серьезных вопросов. Сразу обращает внимание, что лишь в незначительном числе из вернувшихся вагонов с ломом наши эксперты, обследовавшие их в официальном порядке, обнаруживали действительно превышение радиационного фона. Зато были зафиксированы случаи подделки транспортных документов на эти вагоны и подмена металлолома. Надо отметить, еще два важных момента: «проштрафившиеся» вагоны находились в Китае от прибытия туда до возвращения довольно длительное время; китайские официальные представители отказываются от участия в обследовании возвращенных вагонов.
Странно и то, что повышенный радиационный фон у тех наших вагонов, у которых он таковым оказался, заметно превышал нормы. Очень странно, что в таком состоянии он мог пройти нашу таможню и контроль санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемый на границе. Да и почему китайский контроль пропустил их через границу при въезде в страну, ничего не заметив?
Некоторые из казахстанских экспертов высказывают предположение, что радиоактивный лом появляется в наших вагонах уже на соседней территории. Таким образом, якобы, некоторые предприятия там решают проблему захоронения радиоактивных отходов, попросту отправляя их к нам. А при ныне существующей системе контроля, когда китайские представители в Казахстане отказываются участвовать в проверке металлолома, а наши, находясь на станции «Алашанькоу» в КНР физически не успевают проверить все вагоны, доказать в итоге ничего нельзя.
Учитывая, что эти проблемы становятся систематическими, ими необходимо заниматься всерьез. Одни предлагают ввести жесткую практику: если вагон прошел границу, и был принят контролирующими службами «той стороны», уже не принимать его назад ни при каких условиях. Так, кстати, и выглядит обычно международная практика, даже в ближнем зарубежье. Другие наши эксперты говорят о необходимости сначала наладить технологически и технически мощную и современную систему радиационного контроля на пропускных пунктах и тем самым сразу отбить у соседей даже гипотетическое желание говорить о получении радиоактивного лома.