В местах, где залегают урановые руды, неизбежно появляются источники радиоактивного заражения. И полуостров Мангышлак не стал исключением. Тем более что его освоение в 60-е годы прошлого века изначально было ориентировано на добычу урана.
Город построили ради рудника
Город Актау построен в совершенно не пригодном для жизни человека месте. Каменистая пустынная почва, полное отсутствие воды. Но зато недалеко залежи урановых руд.
Вместе с первыми жилыми домами появились урановые карьеры, следом за ними обогатительный Химико-гидрометаллургический завод (ХГМЗ) и атомный реактор на быстрых нейтронах БН-350. Урановая цепочка замкнулась на нем. Отсюда пошел на предприятия оборонного комплекса оружейный плутоний.
Попутно развивалась нефтедобыча. Нефть сама по себе экологию не улучшает, а уж если под землей находятся пласты, содержащие урановые и прочие источники радиоактивного излучения, то на поверхность вырываются воды, содержащие радиоизотопы. Да и сами нефтяные трубы постепенно начинают “звенеть” от радиации.
Так земля Магистау постепенно стала обрастать радиоактивными отходами.
Синдром Чернобыля
Обзор источников радиоактивных загрязнений можно начать с мест исторических.
На плато Устюрт имеются три точки, где в советские времена было произведено три подземных атомных взрыва. Устья скважин, через которые ядерные заряды опускались под землю, сейчас, разумеется фонят. Но места там безлюдные, и не было бы никакой опасности, если бы чабаны не использовали ограждения вокруг мест взрывов как загоны для скота. Так что лучше не думать, как мясо барашков, живущих в таком загоне, влияет на здоровье…
Обычные люди, журналисты и даже некоторые доморощенные экологи считают, что наиболее опасным в радиоактивном отношении является атомный реактор БН-350. Но это не более чем синдром Чернобыля.
На самом деле из всех опасных с точки зрения радиации объектов БН является наиболее чистым. За все время эксплуатации реактора (сейчас он остановлен) на нем ни разу не возникало нештатных и тем более опасных ситуаций.
На территории МАЭК имеются свои хранилища радиоактивных отходов. Отработанные источники ионизированного излучения хранятся в бассейне выдержки под слоем воды. Здесь работает опытный персонал, хорошо знающий, чем опасна радиация. Обычно именно сюда свозят весь радиоактивный хлам, который находят где-то в области.
Радиацию – на дачи
Более опасным является могильник ХГМЗ, он находится всего в нескольких километрах от Актау, вплотную примыкая к поселкам Мунайлинского района. Здесь скопилось пять тысяч тонн “грязного” металлолома. Уровень радиации некоторых валяющихся здесь изделий в тысячи раз превышает норму. Но это не мешает гастарбайтерам из Каракалпакии растаскивать этот хлам по дачам, отчищать его там от радиоактивной накипи и сдавать в пункты приема цветного металла. Таким образом радиация растаскивается по территории области. Бывали случаи, когда дозиметристы обнаруживали в дачных домиках изделия, уровень радиации которых доходил до полутора тысяч (!) микрорентген при естественном фоне 12–14.
Ядовитое озеро
Есть на территории области еще одно печально знаменитое место – искусственное озеро Кошкар-Ата. Сюда вместе с илом и водой после промывки урановых руд стекло за время работы завода около 52 миллионов тонн радиоактивных отходов. Радиоактивный фон в районе озера в принципе в норме, и бояться самой радиации населению не стоит. Гораздо опаснее пыль. В озеро давно не сбрасываются воды с ХГМЗ. Оно мелеет, и пыль с обнажившихся берегов ветром доносит до Актау и поселка Акшукур. В этой пыли содержится вся таблица Менделеева, в том числе и опасные ядовитые вещества. Дышать таким воздухом смертельно опасно.
Это озеро находится всего в нескольких километрах от Каспия, и есть опасность попадания ядовитых вод в море. Поэтому в последнее время проблеме Кошкар-Аты уделяется особое внимание.
Берега экологи засевают травами, чтобы пыли было меньше. А как уберечь Каспий, уже несколько лет пытаются решить ученые не только Казахстана, но и России. Есть и такое предложение – озеро осушить и закатать в асфальт.
К опасности привыкли?
И, наконец, сами урановые рудники.
Пейзаж карьеры, конечно, не украшают, но особой опасности они не представляют. Рудники №2 и №5 еще в 1998 году были переданы в единый Государственный фонд недр для создания полигонов по захоронению токсичных и радиоактивных отходов на территории внутренних отвалов. Однако в связи с отсутствием финансирования работы были приостановлены.
Места бывшей добычи руды закрыты слоем глины, песка, почвы. Засыпка производилась в процессе добычи руды.
Планы правительства по захоронению отходов со всего Казахстана в карьерах Мангистау вызывают опасения у местного населения. Люди не доверяют чиновникам, боятся, что под видом слабо- и среднерадиоактивных отходов к нам завезут и захоронят более опасные высокотоксичные отходы.
Но все-таки основной (и постоянный!) источник загрязнения – это отработанные нефтяные трубы.
В настоящее время они хранятся на нескольких предприятиях. С увеличением добычи нефти эти полигоны заполняются все быстрее.
Но самое неприятное – радиоактивные нефтяные трубы также “расползаются” по области. Некоторые используют их на дачах, а некоторые – даже при строительстве жилья. Хотя вряд ли кто на Мангистау не знает об опасности. Но, видно, привыкли…
Игорь Куцай, Актау