Байкодром Космодур
Красочно и достоверно нашу страну описывает только Сергей Лукьяненко. В «Осенних визитах» говорится об Алма-Ате, Актюбинске и даже о нескольких аулах, а герои саги «Дозоры» едут на космодром Байконур через узнаваемые локации. Но сам Лукьяненко родом из Джамбула, рос в Алматы, поэтому ляпов про быт казахстанцев в его творчестве практически нет, да и упоминается наша страна эпизодически.
Во многих бульварных романах фигурирует Байконур. Но там сюжеты будто отпечатаны под копирку. Главный герой садится на поезд "Москва-Байконур", который останавливается почти на космодроме, тайком пробирается в ракету и летит в космос — то мочить инопланетян, то спасать космическую принцессу, то выбросить подальше от Земли опасный магический артефакт.
Самый известный из российских романов на эту тему — «Омон Ра» Виктора Пелевина. Там космонавтам на Байконуре ампутируют ноги, чтобы ракете было проще поднять груз, и вообще людей на космодроме не щадят, бросая умирать на Луне. В конце выясняется, что вся история – глюк наркомана, который под кайфом решил почитать книжку про космос, но написано всё так сочно и ярко, что поневоле начинаешь верить в этот бред. Сам роман является пародией на теорию «Лунного заговора», сторонники которой утверждают, что люди никогда не были на Луне.
У Олега Ермакова нет пояснений, что его книга «Глубокое имя высокой судьбы» — наркоманский бред, но именно такое впечатление порой создаётся. По сюжету Гагарин открыл на Байконуре портал, через который в наш мир хлынули потоки космической мудрости, доступной лишь избранным. Так, первый космонавт стал практически новым Христом, а казахские степи — Новым Иерусалимом. И подается это не как художественный вымысел. А как истина, понятная лишь просветлённым.
Но автор старался зря, и за девять лет после выхода книги толпы паломников в Казахстан не ломанулись.
Простите меня, шейха грешного!
В многотомной саге американского писателя Джона Шетлера «Киров» Казахстан внешне похож на реальный. Тут есть и небоскрёбы в мегаполисах, и унылые пятиэтажки в провинциях, и развалюхи из самана в деревнях. Даже географические названия точны, и путь героев логичен. Действие происходит зимой, поэтому степь завалена непролазным снегом. Нет ляпов и с казахскими именами, а казахстанцы одеты в обычную одежду, и подавляющее большинство местных – азиаты. А ведь написана книга в 1980-м, когда Интернета ещё не было, и, чтобы найти достоверную информацию о далёкой республике, нужно было сутками просиживать в библиотеках. Из ляпов тут лишь смертельно опасный уровень радиации из-за ядерных испытаний большевиков.
Украинский писатель Андрей Курков в книге «Добрый ангел смерти» писал о путешествии украинцев в Актау, то есть к месту ссылки Тараса Шевченко. Якобы только на земле Мангышлака каждый камушек пропитан энергетикой великого поэта. План спасения Украины состоит в том, чтобы набрать несколько вагонов песка возле Форта-Шевченко и аккуратно рассыпать его по всей Незалежной. По мнению автора, казахи до сих пор живут в юртах, девушки тут носят китайские шёлковые халаты с драконами, все едят только варёную баранину и запивают это исключительно зелёным чаем с «твёрдым, как камень, ужасно солёным засохшим творогом». А любой товар, от сигарет до автоматов, покупают у кочующих торговцев с верблюдами. Причём торговцы по описанию больше напимнают арабских шейхов, в рубахах до пят. С пёстрыми арафатками и килограммами золотых украшений. Хотя эта книга не претендует на достоверность, это, скорее, сатира в стиле постмодерна. Даже своих земляков из Львова, Курков рисует карикатурно, наполнив их характеры стереотипами. Книга написана в начале нулевых, задолго до Майдана и Донбасса. Доступ к широкополосному интернету тогда был далеко не у всех, так что художественные вольности автора можно простить.
Бешбармак под клюквенным соусом
А вот американский фильм «Наёмницы» снят в 2014-м. Интернет в США тогда точно был, да и бюджет в блокбастер вложен немаленький. По сюжету дочь американского президента отправляется в Казахстан, чтобы побороться за права угнетённых женщин Востока. Её тут же похищают казахские террористы со славянскими чертами лиц.
Если скрестить психопата, бомжа, героинового наркомана и бандита из 90-х, то получившийся монстр будет выглядеть добрее и интеллигентнее, чем рядовой член банды.
Положительны тут лишь запуганные и забитые женщины. По мнению создателей «шедевра», бить и насиловать слабый пол — второе развлечение в нашей стране. На первом стоят алкоголь и наркотики.
Полицейские и пограничники отличаются от бандитов только наличием грязной униформы.
Сама же страна состоит из глинобитных домов, расположенных посреди пустыни. Траву и зелень можно встретить лишь у дворца президента-диктатора.
Так что скандальная дилогия Бората на этом фоне выглядит довольно безобидно, ведь его продюсер Саша Коэн изначально позиционировал фильм как тупую комедию, не имеющую ничего общего с реальностью, а тут всё подается на полном серьёзе.
Я открою свою арену. С роликами и клюшками
Сюжет фильма «Роллербол» немного оправдывает тот факт, что действие происходит в альтернативном будущем. Казахстан показан как гибрид Китая, СССР и Америки из «Робокопа», где власть захватили панки и металлисты. КГБ тут ещё жив, простых жителей изображают низкорослые азиаты в китайских ушанках, а обычное казахское имя — Петрович. Казахов в кино изображали японцы, неформалов — немцы, а КГБшников и суперменов, естественно, американские актёры.
По сюжету американский хоккеист соблазняется предложением поработать в Казахстане и подписывает многомиллионный контракт. Но приходится ему играть не в обычный хоккей, а в жестокую игру. Вроде гладиаторских боёв, но с роликами и клюшками. Правила не запрещают калечить и даже убивать соперников. Этот вид спорта придумали в КГБ, чтобы зрелищами отвлечь массы от нехватки хлеба. Зато герой находит тут настоящую любовь.
Пейзажи казахстанских городов напоминают Детройт из «Робокопа». Такие же грязные улицы и обшарпанные небоскрёбы. Вот только неоновых огней побольше. Город Жамбельск, в котором происходит действие, населяют в основном шахтеры.
Такая симпатия к эстетике 70-80-х объясняется тем, что фильм 2002 года является вольным римейком «Роллейбола» 1975-го. Только действие из «загнивающей Америки» было перенесено в «солнечный Казахстан".
Призраки коммунизма
Ещё один американский фильм «Самолёт президента» был снят в 1997-м. К моменту начала съемок СССР распался совсем недавно, коммунисты пытались взять реванш, и на Западе всерьёз опасались, что «красный террор» придёт к власти в одной из бывших постсоветских республик, где сохранилось ядерное оружие. Именно поэтому действие фильма и разворачивается в Казахстане.
По сюжету власть в нашей стране захватил человек по имени Иван Радека, а безумность его идеологии смутила бы самого Гитлера.
Иван Радека мечтал построить коммунизм во всём мире, "но только для казахов". Остальные же народы надо было обратить в рабство, а несогласных отправить в ГУЛаг, модернизированный крематориями и газовыми камерами.
Как это ни странно, Казахстан показан в фильме прилично и местами даже достоверно. В кадре мелькает Каспийское море, вершины Тянь-Шаня, а городские сцены проходят на фоне «сталинок». Уж дома в стиле сталинского ампира есть в каждом крупном городе на постсоветском пространстве.
В конце фильма Ивана Радека и его приспешников убивает американский суперагент, и в Казахстане моментально наступает свобода и демократия.
Казахстан – колыбель цивилизации
Действие французского фильма «Вавилон нашей эры» (2008 год) происходит в недалёком будущем. Мир разделился на два полюса — Запад и Восток. Западом правят США, поэтому там покой и порядок, а Востоком – Россия, погрузившая города в хаос.
В горах Тянь-Шаня появилась секта ноэлитов, и главарю русской мафии зачем-то понадобилась девушка оттуда. Бандит предлагает огромные деньги тому, кто доставит девушку в Нью-Йорк.
Главный герой, который взял заказ, прибывает в казахстанский город Троицк (На самом деле такой город существует, только расположен он в Челябинской области). Из Троицка на бронепоезде можно доехать до Алма-Аты, а уж оттуда горными тропами добраться до монастыря ноэлитов, поэтому главгерой приличное время путешествует по Казахстану.
Наша страна показана тут очень неприветливой. На площадях полуразрушенных городов ржавеет советская бронетехника. Везде царит страшная нищета. Люди одеты в обноски с Запада и вечно голодают, а чувствуют себя хорошо лишь преступники. Хотя, если убрать из кадра ржавые танки, то пейзажи будут до боли напоминать провинциальные города лихих 90-ых.
Ещё одно тоскливая особенность Казахстана из фильма «Вавилон новой эры» — страшный уровень радиационного загрязнения. По сюжету Россия заставляла казахстанцев добывать радиоактивные руды, испытывала тут атомное оружие и сбрасывала в наши степи отходы ядерного производства.
Любопытно, но кончается фильм на оптимистичной ноте. Девушка из тянь-шаньского монастыря оказывается представительницей новой расы, мессией. Она способна вытащить Восток из нищеты и спасти Казахстан от экологической катастрофы.
Чуть-чуть не считается
У Альфреда Хичкока в фильме «Разорванный занавес» в Казахстан отправляется пара американских шпионов. До ЦРУ дошли сведения, что в Алма-Ате открыт полигон по испытанию атомной бомбы нового образца. Действие происходит в помещении, поэтому как выглядит наша страна в представлении маэстро ужасов, можно только догадываться. "Люди периодически сплевывают": как в секретных документах ЦРУ описывался Казахстан
Фильм был снят в 1966 году, когда тот факт, что под Семипалатинском существует испытательный полигон, на Западе был уже хорошо известен. Видимо, режиссёр попросту не захотел утруждать зрителей географическими тонкостями и просто перенёс полигон на 800 километров южнее.
Джеймс Бонд заехал в Казахстан совсем ненадолго. В 19-м фильме бондианы главный злодей похищает плутониевую бомбу с военной базы в Казахстане, а агент 007 преследует его в степи. Где это происходит, неясно, населённые пункты не названы, но суперагент попадает в нашу страну из Баку очень быстро, так что можно предположить, что база расположена возле Актау, а за злодеем Бонд гоняется по Манглышлаку. Фильм «И целого мира мало» снят в 1999-м, но солдаты на базе носят форму советского образца.
А вот от вас не ожидали
Ляпы американских и голливудских режиссёров простить можно. Для них казахстанские степи — будто другая планета. А вот для советских режиссёров такая халатность непростительна.
Триллер Дмитрия Светозарова «Псы» снят в 1989 году и, по сути, является типичной перестроечной чернухой, но режиссёра это не оправдывает.
Действие ленты происходит рядом с Аральским морем, то есть на территории Кызылординской области, хотя прямо об этом не говорится, а установить локации можно лишь по сюжету.
По мнению режиссёра, в степях Приаралья водятся собаки-людоеды, города тут заброшены, под землей на километры тянутся непонятные тоннели, а безумцы, отважившиеся сюда приехать, гибнут в зыбучих песках. Те, кому удалось выжить в этом аду, попросту сходят с ума, полностью теряя человечески облик.
А пока с ума сходят зрители, посмотревшие эти «шедевры».