Рабы ХХI века? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Рабы ХХI века?

Рабы ХХI века?

Можно с уверенностью сказать: один шаг к цивилизации Казахстан сделал бесповоротно - как и в недостижимо развитых странах мира, у нас теперь есть безработица. Как бы признак экономики по-капиталистически. Правда, сущность этого явления, если взглянуть изнутри, отличается от западного варианта, как наши дороги от хайвея.

  • 28 Ноября 2001
  • 1053
Фото - Caravan.kz

Сенсационное заявление сделал недавно начальник отдела Министерства труда и соцзащиты РК Алим Байсакалов. «Карагандинская область, — сказал он на пресс-конференции в областном центре, — имеет феноменальный показатель по трудоустройству населения — более 90 процентов! По республике этот показатель составляет всего лишь 45 процентов. Мы, получив такие данные, были приятно удивлены тем, как хорошо поставлена работа в Караганде».
Журналисты местных изданий были удивлены не меньше столичного гостя, хотя и не в столь приятной степени. Отлично известно, что проблема безработицы была и остается в регионе одной из самых острых. По просьбе представителей прессы господин Байсакалов раскрыл тайну показателя. Очевидно, начальник отдела делил число обратившихся в центры занятости на число предлагаемых вакансий. Если это правильный подход, то в самой Караганде процент трудоустройства к сегодняшнему дню уже превысил не только 90 процентов, но все 100! В Карагандинском модельном центре занятости зарегистрировано 2667 человек, а заявок от предприятий на вакантные рабочие места — 3500. То есть каждый безработный теоретически может быть трудоустроен полтора раза. Остается только удивляться, откуда все-таки в Караганде берутся безработные, не знающие, куда руки приложить.
Директор модельного центра Виктор Никифоров утверждает, что более 80 процентов вакансий предлагают предприятия, где не выдается зарплата, где вместо денег рабочие получают товары народного потребления или продукты по завышенным ценам, и то время от времени. Такие компании, сменив уже не один раз состав своих рабочих почти на сто процентов, по-прежнему предпочитают пополнять свои штаты очередной командой отчаявшихся людей, готовых работать на любых условиях.
Текучесть кадров на карагандинских предприятиях всех форм собственности в этом году составила более 95 процентов. Рынок труда, помимо безработицы, поразил еще один вирус — повальные увольнения. Причем большая их часть происходит по инициативе работодателей. Две цифры, которые не нуждаются в комментариях: за нынешний год в Караганде было принято на работу на новые места 28857 человек, уволено более 27 тысяч!
Главными причинами повальных увольнений стали невыплата заработной платы, ее нищенский размер, отсутствие со стороны работодателей элементарного уважения к своим рабочим. Увольнения, как правило, проходят по двум сценариям. Рабочие выражают свое недовольство условиями труда и формами оплаты, порой организуют акции протеста. Следом идут репрессии — администрация объявляет о сокращении рабочих мест и под сокращения попадают, как правило, особенно активные борцы за справедливость.
Другой, более безопасный прием стал очень распространенным в Караганде. Директора и владельцы компаний, фирм и предприятий при приеме на работу предупреждают нового сотрудника, что месяц (два, три) будет длиться испытательный срок. На это время назначается минимальный оклад, как правило, 3-4 тысячи тенге. А там…Редкому новичку удается успешно пройти испытательный срок. В Караганде уже много лет по этому пути идет крупнейшая корпорация, имеющая разветвленную сеть офисов и представительств. Постоянный участник благотворительных акций, владелец казино и прочих увеселительных заведений, хозяин корпорации постоянно объявляет о наборе сотрудников. Но с каждым годом набрать новые кадры становится все сложнее: наверное, скоро в городе не останется ни одного жителя, который хотя бы раз не отработал здесь три месяца за три тысячи тенге в качестве стажера.
Недавно в Караганде взбунтовались ударники показательных объектов. В рекордные сроки в городе были воздвигнуты монументальные дорогостоящие объекты — этнопарк, реконструирован стадион «Шахтер», школа будущего, реконструирован стадион «Шахтер». Кто только не работал на этих стройках! Студенческие отряды, профессиональные рабочие, завсегдатаи нелегальной и легальной бирж труда… Студенты сегодня судятся с заказчиками, так и не получив денег за летний труд. Профессиональные строители главного подрядчика всех строек ЗАО «Карагандашахтопроходка» в течение месяца проводили акцию протеста, требуя выдачи заработной платы. Только ООРовцы «не возникают». Им-то город выплатил положенные 3400 тенге. ООР — оплачиваемые общественные работы, то есть те, на которые соглашаются самые отчаявшиеся, готовые выполнять самое тяжелое за минимальные деньги.
Особую категорию безработных составляют граждане предпенсионного возраста, новоиспеченные дипломники, совершеннолетние бесквартирные сироты и те, кто освободился из мест лишения свободы. Законодательно вроде бы они защищены. Но на деле никто не станет брать на работу сироту с кучей проблем или бывшего зека. А с потенциальным пенсионером тоже проблем не оберешься. Модельному центру занятости Караганды, при наличии статей закона, обязывающего работодателей иметь банк вакансий для инвалидов и прочих малозащищенных слоев населения, удалось пристроить на более-менее стабильную работу всего 8 сирот, 13 бывших заключенных и 163 человека из многодетных семей.
Директор центра занятости Караганды Виктор Никифоров убежден, что все это происходит из-за несовершенства законов «О труде» и «О занятости населения». «Закон тщательно оговаривает права работодателей, об их обязанностях сказано туманно, а уж о правах наемного работника — и того меньше. По сути, в начале двадцать первого века в республике возрождается рабство. Все трудовые отношения завязаны между работодателем и наемным работником. Профсоюзы практически почили или «прикарманены» крупными корпорациями. Инспекции труда не существует. Безработица растет. И работодатель прекрасно знает, что на место уволенного завтра легко найдет другого желающего».
А рынок труда пестрит объявлениями. Работодатель изощряется в своих условиях: то грузчики требуются с высшим образованием, то техничка со знанием английского. При всем обилии предлагаемых вакансий только единицы предприятий предлагают человеческие условия и оплату.