В России его считают художником русского зарубежья. В Германии — немецким мастером русского происхождения. Алексей Явленский, один из главных представителей европейского модернизма, эмигрировал в Германию в 1914 году, когда ему было 50 лет. За границей пережил сначала пик своей популярности, потом становление фашизма и полный запрет на занятие живописью с конфискацией всех работ. В 1937 году полотна Явленского, Кандинского и других художников-авангардистов были выставлены под позорным названием "Дегенеративное искусство".
В русских музеях Явленский представлен весьма скромно. Эта экспозиция — лишь вторая персональная выставка художника на родине, сообщает сайт Вести.Ru.
"У нас в коллекции есть часть работ, и мы с удовольствием хотели их показать", — говорит Ринальдина Власова, директор галереи "Школа". — Мы постарались показать весь период его творчества — от раннего периода до абстракционизма".
Ученик Ильи Репина Явленский не пошел по стопам знаменитого учителя. Академическую живопись считал скучной. И только в абстракции находил философский смысл. Чтобы уйти от фотографичности изображения, даже краски не смешивал на палитре.
"Мазки были крупные, массивные и сочные. И смешиваться это должно было, уже когда человек смотрит, это должно было смешиваться уже в голове, глазах, человека, который это воспринимает", — объясняет Ринальдина Власова.
Он рисовал натюрморты, портреты, головы, созданные несколькими взмахами кисти. Всегда выбирал только яркие тона.
"Явленский — это отражение именно глубокого цветового начала, так называемой сущности вещей. Как говорил Пикассо, мы изображаем не вещь, мы изображаем суть вещи! Художник изображает так, как он видит", — рассказывает Елена Волошина, искусствовед.
Никаких претензий на сходство, главное — образ и настроение персонажа. Работа "Маленькая абстрактная голова" — одна из последних. После трагичных потрясений художника разбил паралич. Пальцы не двигались. Он привязывал кисти к рукам и рисовал. Человеческое лицо превращается в лик — полностью избавляется от ненужных деталей, а линии носа и бровей создают контур креста.
Перейти на главную