Работать за идею - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Работать за идею

Работать за идею

По подсчетам независимых экспертов, в структуре современного казахстанского общества возрастная категория молодых граждан составляет 27,8% от общей численности населения страны.

  • 26 Марта 2009
  • 1627
Фото - Caravan.kz

Казалось бы — налицо целая армия здравомыслящих, инициативных и креативных людей, способных толкать свою родину вперед «к светлому будущему». Вот только в действительности фонтанировать идеями и воплощать их в реальность готовы не все.
Для кого-то принципиально важно получать за свою работу все и сразу, и желательно, в иностранной валюте, кому-то кажется утопическим занятием трудиться в молодежной организации, чьи рекомендации отвергает тот или иной государственный орган, «да и потом, что это даст»? Но как показала практика упорных, и в нашем обществе есть место инициативной молодежи, готовой бесплатно работать в течение года, как говорится, «за идею».
Молодежная политика декларативная
По оценкам независимых экспертов, в Казахстане, «в параллельном режиме» существуют две политики. Одной, «реальной», живут более 700 молодежных движений и организаций (как активно работающих, так и бездействующих), другую, большей частью декларативную, «выстраивают» под себя государственные чиновники.
Как бы то ни было, и то, и другое — явления молодежной политики Казахстана в целом, которая, в идеале, должна опираться на основополагающие идеи и принципы Всеобщей Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции Республики Казахстан, Послания Президента страны народу Казахстана «Казахстан — 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Даже по самым грубым подсчетам молодежную политику страны сегодня регулируют 1 Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» 2004 года, 4 различных Указа президента, 14 Постановлений правительства РК разных лет, 2 Приказа Министерства образования и науки страны и ряд других официальных документов. Обилие существующих документов создает впечатление, что судьбой молодежи и ее политики взволнованы многие… Взрослые… А сама молодежь?
Молодежная политика на практике
«У нас зачастую молодежь не может найти путь своей реализации, где-то нет интереса, где-то не хватает инициативы. В основном молодежь предпочитает свое время тратить дома или где-то во дворах, в своем кругу друзей и знакомых. К сожалению, они просто не видят всех возможностей, которые у них существуют. А возможность эту предоставляют как государственные, так и какие-то международные организации, — рассказывает Сергей Белов, президент Молодежного общественного объединения «Активная молодежь СКО». — Наша молодежь, по сути, не видит целесообразности своего участия в общественных организациях. Но если взять в качестве примера опыт США, то мы увидим, что там человек не получит престижную должность, даже при наличии диплома популярного вуза, если в его творческой биографии не отражен опыт работы в каком-нибудь общественном объединении. Для них это норма. Для нас же это все еще остается диковинкой, и нашему работодателю откровенно все равно, есть ли у потенциального работника такой опыт или нет. Это понимает и сама молодежь, потому предпочитает сидеть дома перед компьютером или во дворе на лавочке».
По словам Улугбека Тналиева, лидера Молодежного общественного объединения «Независимое Поколение», в непопулярности развития молодежной политики виноваты… рыночные отношения. «Именно рыночные отношения привели к тому, что для молодежи главным ориентиром в их деятельности стал вопрос денег или долгосрочная перспектива получения каких-то материальных выгод, — делится руководитель молодежного НПО. — Потому-то молодежь сегодня очень сложно привлечь к развитию молодежной гражданской инициативы или отдельных общественных организаций. Именно поэтому государству нужно поддержать такие организации, создать условия, при которых бы участие в развитии молодежных организаций и их инициатив стало бы престижным. Тем более, что такими организациями поднимаются важные вопросы всего общества — трудоустройство молодежи, качество высшего и среднего образования».
«Все мы прекрасно видим, что наличие диплома — не показатель образованности и образования человека, и чего таить, каждый из нас знает такого молодого человека. Телевизор, Интернет, компьютер — эти вещи с одной стороны являются источниками знаний, с другой стороны — они могут сильно затормозить процесс развития человека в целом, если он не использует эти инструменты для самосовершенствования», — добавляет Улугбек. По его словам, эти и другие вопросы часто поднимаются молодежными организациями как на локальном, так и на республиканском уровнях, что в итоге приводит к тому, что проблемой вплотную начинают заниматься признанные эксперты в этих областях.
Но наличие данных проблем, как оказалось, не сильно пугает лидеров молодежных НПО. Существует другая, более глубокая проблема самой молодежи — ее пассивность, пессимистичность и недоверие. «Государственные чиновники часто говорят молодежи: «У вас очень много условий — работайте»! В ответ молодежь отвечает: «Для работы нет условий»! При этом никто даже не пытается сделать шаг навстречу, — замечает Сергей Белов. — На наш взгляд, мостиком в такой ситуации как раз таки могут стать молодежные общественные организации. Будучи бенефициарами, получателями различных грантов международных организаций и субсидий государственных органов, мы хотим настроить диалог молодежи с государством по решению различных существующих проблем. И здесь было бы в корне неправильно винить ни одну, ни другую сторону. Нужно просто искать альтернативные решения этих проблем. Если предложенные государством рычаги по решению проблем не работают, было бы логично рассмотреть варианты решения проблем самой молодежи, от чьего имени и выступают молодежные организации. Но наше поколение, по сути, не видит целесообразности своего участия в подобных общественных организациях».
Почему нет?
На первоначальном этапе работа членов молодежных организаций, в большинстве случаев, ничего не стоит. Потому что у них нет нужной квалификации, требуемого опыта. Как пояснил нам один из членов молодежной организации: «НПО также живут в рыночных отношениях, и либо государство, либо международная организация платит за выполнение того или иного задания». И только тогда, когда НПО, вернее, его сотрудники, начинают выполнять работу на таком уровне, что за выполненную работу можно платить, членам такой организации «грозит» гонорар.
«Изначально сотрудники молодежных НПО работают за «идею». Уже потом их начинают стимулировать каким-то окладом. Потому что после этого человеку становится ясно — если приложить к работе максимум своих усилий, в итоге можно получить материальную выгоду, а она обрадует любого, — комментирует Улугбек Тналиев. — Руководители проектов в среднем получают от 20 до 50 тысяч тенге в месяц. Но зарплата сотрудника зависит от того, сколько длится этот проект и сколько проектов еще он ведет параллельно с этим». «При этом, — добавляет Сергей Белов, — может быть еще и так, что месяца три- четыре нет совсем проектов и тогда зарплату платить не за что. Это такая же конкурентная среда, где если не ты выиграл тот или иной грант или заказ, то кто-то другой оказался умнее и быстрее. Но, опираясь на свою практику, могу сказать, что «новенького» мы не поставим сразу на оплачиваемую должность. Полгода-год ему придется поработать «за идею», понабраться опыта и знаний».
В бюджете почти всех стран сегодня очень мало денег, потому, по словам лидера молодежного НПО «Активная молодежь СКО», вопрос рационального использования оставшихся свободных средств стоит довольно остро. И в условиях экономического кризиса у НПО появляется возможность выбить финансирование для своих проектов. «Мировая практика доказала, что в условиях экономии, гораздо дешевле выделить финансирование организации, которая за энную сумму в прописанные сроки реализует проект, чем выделять средства на круглогодичное содержание штата определенного органа, — замечает Сергей Белов. — То есть в первом случае платят не за содержание офисов, техники, самих сотрудников органа, призванного реализовывать проект, а за конкретную услугу, которую НПО выполнит, скажем, не за год, а за два месяца».
Кстати
При поддержке Фонда Сорос-Казахстан в республике уже стартовал 10-месячный проект «Анализ и мониторинг эффективности реализации молодежной политики в РК», по замыслу авторов которого в 12 регионах страны будет отслеживаться прозрачность обеспечения государственных областных расходов на молодежную политику.
Итоги исследования будут представлены обществу, гражданскому и не только, уже в октябре текущего года.