Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ, экономист:
– Нынешнее Послание действительно масштабное и достаточно сильно отличается от текстов предыдущих лет. Есть, конечно, повторяющиеся моменты, когда это касается образования, здравоохранения и т.д., но они просто “обязаны” повторяться.
Систему поменяйте
Я считаю, что пенсионную систему надо совершенствовать. Мое личное мнение: нынешняя пенсионная система сама по себе является неправильной. Дело в том, что в Чили, откуда, собственно, скопирована наша модель, правительство уже признало провал накопительной системы и вернуло прежнюю солидарную схему. Через несколько лет то же самое будет и у нас. Президента продолжают авторитетно убеждать, что пенсионная система правильная, а все проблемы – из-за различных объективных обстоятельств, среди которых умудряются называть финансовую неграмотность населения. Но тогда неужели и в США все финансово неграмотные, или все-таки стоит признать, как это сделал Алан ГРИНСПЕН, заявивший, что накопительная пенсионная система провалилась, и предложил схемы, которые, по сути, являются солидарным вариантом пенсионной системы?
Также, думаю, надо поднять норматив строительства жилья вместо заявленных 6 млн. кв. м. Надо выходить на более высокую планку, я думаю, это 16–17 млн. в год. Такой норматив позволяет не только обеспечивать население жильем, но и заменять старое жилье. Думаю, Президент пойдет на увеличение планки до 16–17 млн. кв. м в год, если ему дадут грамотное обоснование, подкрепленное расчетами.
Распечатываем Нацфонд
Самая главная новость: мы распечатываем Нацфонд. Это радует. Уточню, что средства Нацфонда распечатываются для вложений в реальную экономику, в индустриальные проекты, а не в проблемные банки.
Кстати, сама по себе ситуация, когда мы занимали за рубежом, а сами давали в долг средства Нацфонда, была абсурдной. И она до последнего момента сохранялась несмотря на то, что во время кризиса был выбит последний аргумент архитекторов этой конструкции, – то, во что вкладывались средства Нацфонда, больше нельзя назвать надежным инструментом. Скорее всего, убедившись в этом, Президент решил вложить средства Нацфонда в нашу экономику. Но нужно также реализовывать проекты, которые позволят простому казахстанцу по доступным ценам одеваться в одежду и носить обувь отечественного производства, покупать казахстанскую мебель, бытовые мелочи, начиная от чайников и ковров. Если казахстанец, сидя дома, ощутит себя во всем казахстанском, то это и будет реальный успех индустриальной программы.
Данияр АШИМБАЕВ, политолог:
– Ни для кого не секрет, что текст Послания готовят. И подозреваю, что этим занимаются все министерства. К тому же у меня лично создалось впечатление, что, “раздавая” себе задания на будущий год, умные и хитрые чиновники не сильно усложняют себе задачу – либо ставят в приоритеты дела, которые заканчивают, либо уже начали это делать.
Куда интереснее мне было следить за выступлением Президента перед нашим правительством. Это уже получается конкретизация поручений. Я также заметил, что из текста официальной версии исчез пункт о распечатке Нацфонда. Это говорит о том, что эксперты дали для текста сырые, непроработанные идеи. Если уж распечатывать Нацфонд, то нужно и дать всю информацию о нем: во что мы вкладываем его средства, сколько потеряли на ценных бумагах иностранных государств и так далее.
У нас же порой после оглашения текста Послания начинается не работа по его выполнению правительством, а пропаганда и якобы разъяснение. Так лучше бы делом занялись!