Перспективы у завода были великолепные. Это было единственное в Европе предприятие, которое выпускало все версии топовой модели “Форд-Фокус”. Денег вбухали – 330 миллионов долларов. Мощность составляла 25 тысяч автомобилей в год. В перспективе ее можно было легко нарастить в 5 раз. Мечта! Рынок России и СНГ можно было закрыть. Еще и на экспорт оставалось.
Американские управляющие бодро начали клепать популярные машины, постепенно наращивая производство. В общем, все были счастливы: и рынок, и материнская компания, и 2,5 тысячи рабочих, и бюджет области.
Через два года было решено увеличить выпуск продукции в 1,5 раза. Но новых рабочих для этого нанимать не стали. Решили обойтись наличными ресурсами. Иначе говоря, увеличили скорость движения конвейера. Такой прием придумал еще сам основатель Генри Форд. В Штатах и в Азии он часто проходил. Герой Чарли Чаплина работал именно на таком производстве.
Не учли одного: Санкт-Петербург – город образованных людей. Многие скажут больше – людей интеллигентных. Поэтому, когда работа начала постепенно перерастать в эксплуатацию, профсоюз начал думать, как тактично и интеллигентно напомнить работодателям о своих человеческих правах. Но и не остановить завод.
В марте 2005 года профсоюзный комитет предъявил руководству завода свои требования: увеличить зарплату всем рабочим на 30 процентов, уравнять зарплаты работникам разной квалификации, выполняющим одинаковую работу, допустить к распределению средств фонда социального страхования. Профсоюз мотивировал свои требования тем, что в связи с готовящимся с 1 января двукратным увеличением производства сотрудники перегружены работой. Руководство завода отказалось выполнять требования.
В ноябре на заводе “Форд мотор компани” началась недельная забастовка. При этом компания не получала от профсоюза завода уведомления о возможности остановки конвейера.
11 ноября все рабочие конвейера пришли на свои рабочие места и начали работу. Но стали это делать так медленно и с соблюдением всех правил и должностных инструкций, что конвейер поневоле пришлось остановить, чтобы не пострадало качество.
Современное производство – очень сложный и многоуровневый процесс. Оно непременно сопровождается бюрократией и бумаготворчеством. Не может быть по-другому. Но у бюрократии есть слабое место: каждый чиновник пишет инструкции. Это показатель качества его работы для вышестоящего начальства. Часто они противоречат друг другу. Поэтому, просто выполняя все правила, можно практически остановить всю работу.
Можно, как установлено правилами внутреннего трудового распорядка, начинать и заканчивать работу в строгом соответствии с графиками сменности, отказаться от сверхурочной работы и работы в выходные, отказаться работать на неисправной технике до устранения неисправностей, не выполнять никакой работы, кроме предусмотренной трудовым договором и должностной инструкцией, строго соблюдать правила охраны труда, промышленной и пожарной безопасности и прекращать работу, если есть угроза жизни и здоровью работников. Все это законно и не может быть основанием для применения к работнику каких-либо мер дисциплинарного характера.
По оценкам профсоюзов, недельная “работа по правилам” снизила производительность завода на четверть. Вместо 1 260 машин в неделю завод получил 945.
Через семь дней профсоюзный комитет прекратил забастовку. Руководство “Форда” согласилось на переговоры. По их результатам зарплату рабочим подняли на 12 процентов…
Трудовое законодательство Казахстана отошло от жесткой защиты социальных прав работников. Теперь уклон сделан в сторону работодателя. Во многом это правильно, так как если подсчитать всю социальную нагрузку, которую несла любая компания, то она все заработанное будет отдавать работникам. Это хорошо работникам, но не компании. Нет стимула для владельца развивать дело, вкладывать в него деньги и силы. Но взамен получилось, что работник почти беззащитен…