Один погиб, двое госпитализированы – все произошло на стройплощадке нового Казахского драматического театра, который уже четыре года славится своим долгостроем и скандалами с подрядчиками.
Трагедия произошла 31 августа. Официальное сообщение департамента полиции гласило, что трое рабочих пострадали при очистке водопроводных колодцев. По предварительной версии, они отравились испарениями. 20-летний пострадавший скончался на месте. Еще двоих экстренно доставили на больничные койки.
По сообщению пресс-службы управления здравоохранения СКО, по данным на 2 сентября, второй пострадавший — 28-летний мужчина — уже вторые сутки не выходит из комы, находится под аппаратом ИВЛ. Состояние пациента медики называют тяжелым. Североказахстанские врачи отмечают, что постоянно консультируются по лечению данного пациента со светилами медицины из столицы. И отмечают, что пока справляются, уверяя: необходимости доставлять больного в стационар Нур-Султана нет. Второму выжившему 18 лет. Этот молодой мужчина, как уверяют в управлении здравоохранения, идет на поправку. Его уже смогли перевести в обычную палату в терапевтическом отделении.
В полиции сообщают, что по факту нарушения правил охраны труда возбуждено уголовное дело, назначены экспертизы.
До последнего момента в регионе оставалось тайной место несчастного случая. Официальные источники его не уточняли. И жители города в социальных сетях задавались вопросом: а с чем связана такая секретность?
Специальная комиссия без тайн
Тайное сделали явным государственные инспекторы труда. Сегодня в ведомстве сообщили, что вышел официальный приказ о создании специальной комиссии по расследованию группового несчастного случая, и рассказали то, о чем другие молчали.
— Управлением государственной инспекции труда создана комиссия для проведения специального расследования группового несчастного случая с отравлением трех работников ТОО «QazaQ Quzylysu» 31 августа 2022 года на территории строящегося объекта Казахского драмтеатра, – сообщила государственный инспектор труда Гульнара Мурзаканова, которая и возглавила специальную комиссию.
— Сообщение поступило 1 сентября, согласно трудовому законодательству приказ о создании комиссии издан управлением государственной инспекции труда сегодня, второго сентября. В комиссию вошли не только представители пострадавших работников, работодателя, но и главный специалист РГУ «Петропавловское городское управление санитарно-эпидемиологического контроля». Представитель управления санэпиднадзора включен в состав в связи с тем, что это групповой несчастный случай с отравлением, – отметила Гульнара Мурзаканова.
Комиссия будет работать в течение 10 рабочих дней. Ей предстоит изучить место несчастного случая, документы, а также провести опрос пострадавших, представителей работодателя, которые ответственны за организацию трудового процесса и безопасность на рабочих местах.
По поводу опроса пострадавших председатель комиссии делает оговорку, что они будут опрошены, если это будет возможно с учетом состояния их здоровья и нахождения в больницах:
— Комиссия будет устанавливать обстоятельства несчастного случая, его причины.
Что скрывает один забор?
Кайролла Галеев, руководитель управления строительства, архитектуры и градостроительства акимата СКО, запретил мне входить на стройку, объяснив свое решение требованиями техники безопасности на объекте.
А еще глава стройуправления настойчиво уверял, что несчастный случай произошел … не на стройке Казтеатра. По версии чиновника – все случилось на инженерных сетях к строящемуся зданию театра. А это, по словам Галеева, разные объекты.
— Я сейчас на месте. Здесь даже ограждение одно. Для любого жителя Петропавловска все, что внутри, за забором этой стройки – это и есть стройплощадка Казтеатра. Почему вы говорите, что нельзя называть это место строительной площадкой Казтеатра? Как далеко находится тот самый трагический колодец от здания театра? – как человек, далекий от строительства, недоумевала я.
— 10 метров. Юридически это разные объекты, – ответил чиновник.
Почему руководитель управления строительства акимата СКО так настаивал на том, что инженерные сети к зданию и само здание, хоть и находятся за одним забором и объединены одной большой стройкой, это не стройка Казтеатра? Почему ему это так важно?
Точно известно другое. Заказчиком строительства является именно управление строительства, архитектуры и градостроительства акимата СКО.
Сам новый театр начали строить почти пять лет назад. Помнится, в 2018 году аким СКО Кумар Аксакалов на встрече с журналистами рассказывал об успехах динамично, по его словам, развивающегося региона. И говорил, что в конце года в Петропавловске распахнет двери новый Казахский драмтеатр. Здание обещалось местным жителям невиданной красоты и неслыханного удобства для творчества.
Совсем скоро что-то, вернее, похоже, ВСЕ пошло не так. Стройка встала. Подрядчика в суде признали недобросовестным. Объект был заморожен два года. Нынешней весной здесь снова началась работа. Теперь новый театр обещают открыть к концу этого года.
И еще одна говорящая деталь.
Фото стройки все-таки удалось сделать. И — без риска для жизни и здоровья, нарушений техники безопасности на стройке. Кривой забор, местами опирающийся на кучи песка и земли, дыры в этом заборе обеспечили полную открытость для работы журналистского объектива.
Инна Лопатко, фото автора, Петропавловск