Давно на расширенных заседаниях в Акорде не было так жарко. Почти три часа глава государства жестко акцентировал внимание глав министерств и ведомств на необходимости усиления антикризисной работы в условиях замедления роста мировой экономики, снижения спроса и цен на основные сырьевые товары и перехода к свободно плавающему курсу тенге. “На орехи” досталось почти всем. Но больше всех Бахыту СУЛТАНОВУ.
– Если бы у нас был нормальный министр финансов, казначей, он бы следил за каждой копейкой. А ты давал и давал… Казну государства тебе поручил, – критически оценил работу главы Минфина Президент. – Наверное, надо ЖАМИШЕВА (Болат Жамишев, бывший министр финансов, ныне возглавляющий Банк развития Казахстана. – Ред.) поставить. Ни с кем разговаривать не будет. Может, он не нравится кое-кому, мне тоже иногда не нравится. Но то, что он прямой, как оглобля, это точно. И в интересах государства бережет…
Опасаясь попасть под такую же раздачу, присутствовавшие отчитывались о своей работе осторожно. И даже пытались переводить стрелки. Отличился глава фонда национального благосостояния “Самрук-Казына” Умирзак ШУКЕЕВ, который посетовал на то, что его “не слушают”, и попросил для себя больше полномочий:
– Меня не то чтобы не слушают. Но по представительствам вынес решение год назад, а они до сих пор не закрываются. У нас расплодилось очень много представительств за границей. 36 по всему миру. Они все друг другу на ноги наступают. Я предлагаю все сократить и сделать три представительства “Самрук-Казына” – в Лондоне, Пекине и Москве. Для этого нужна дисциплина в нашей компании, чтобы все, что мы говорим, выполнялось немедленно и по вертикали. Там интересов много, мне просто нужно одно ваше слово, и все, – сказал Шукеев.
Реакция Президента была мгновенной:
– Тебе даны полномочия, тебе дана должность. И ты жалуешься, что тебя не слушают? Кто не слушает? Давай скажи!..
Умирзак Естаевич промолчал. Наверное, фамилии от волнения забыл…
Новоиспеченный глава Нацбанка Данияр АКИШЕВ был аккуратнее в словах. И очень деликатно сообщил, что запланированный правительством коридор инфляции в 6–8 процентов в этом году все-таки будет превышен. А куда деваться: к ноябрю в годовом исчислении инфляция уже составила 9,4 процента. И где остановится – он не знает:
– В следующем году мы будем работать так, чтобы не превысить эти границы. Еще Нацбанк активно займется восстановлением доверия к тенге и будет регулярно объяснять населению, что происходит в финансовом мире, – пообещал главный банкир страны, не исключив при этом новой корректировки курса тенге (если стоимость нефти вдруг окажется ниже 40 долларов). – Регулятор не будет мешать фундаментальному тренду, не будет допускать резкие и дестабилизирующие изменения обменного курса как в сторону ослабления, так и в сторону укрепления.
А еще господин Акишев пообещал сохранить пенсионные накопления казахстанцев. Правда, конкретики в его словах, увы, опять не было. Зато пафоса и умных словосочетаний хватало на троих:
– Инвестирование активов Единого накопительного пенсионного фонда, текущая структура инвестирования требуют совершенствования с учетом новых задач, стоящих перед страной в непростых экономических условиях. Однако основной задачей является обеспечение сохранности пенсионных накоплений наших граждан.
В общем, все сделали вид, что суть поняли…
Более подробно о шагах, которые нужно делать в непростое время, Президент скажет в Послании народу в ближайшее время. В завершение заседания Нурсултан НАЗАРБАЕВ подчеркнул, что, несмотря на все экономические трудности, которые испытывает весь мир, казахстанцы имеют возможность работать, у них есть крыша над головой, есть машина и еда на столе. И тут же обратился с вопросом к министру культуры: “Как мы жили раньше и как сейчас?”.
– Казахстанцы живут в счастливое время, – мгновенно отреагировал Арыстан МУХАМЕДИУЛЫ.
Астана