На презентации законопроекта по вопросам конкуренции в мажилисе Серик Жумангарин заявил, что правительство в ближайшее время рассмотрит вопрос об отмене госрегулирования цен на услуги аэропортов. Мы не откроем Америку, если скажем, что принимать пассажирские самолеты могут только оборудованные аэропорты. Это “кукурузник” может сесть в чистом поле, но для всех других машин взлет-посадку, стоянку и базировку обеспечивают только аэропорты. Еще 11 монопольных услуг тоже выполняются аэропортами и регулируются государством: встреча и выпуск самолетов, обработка грузов, обслуживание пассажиров, хранение и обеспечение ГСМ и другие.
В Казахстане 14 аэропортов-монополистов. Заметим: ни в одном крупном городе нет дублирующего аэропорта, как, например, в Москве (3 аэропорта) или Лондоне (6 аэропортов). Так что хочешь лететь – плати по выставленным счетам!
Как зарабатывает обычный трап
В совместном заявлении авиакомпаний “Эйр Астана” и Qazaq Air говорится: отмена регулирования приведет к повышению стоимости воздушных перевозок и авиабилетов. Действующее законодательство уже позволяет аэропортам постоянно повышать тарифы, и более 100 услуг давно не регулируются комитетом – буксировка, заправка водой, предоставление багажного тягача, обслуживание санузлов, вывоз мусора и другие.
Так, тариф на подачу одного телескопического трапа в аэропорту Актау в 2016 году вырос на 160 процентов. Та же услуга подорожала в аэропорту Атырау на 30 процентов. Взлет-посадка в Актау выросла в текущем году на 39 процентов. В Атырау рост этой же услуги составил 41 процент. Скажете, мелочь?
Наземное обслуживание – крупнейшая статья расходов после авиационного топлива. В общей структуре расходов, например “Эйр Астаны”, оно составляет 11 процентов. У других авиакомпаний примерно те же показатели. И отказаться от подачи трапа не сможет никто – не спускаться же пассажирам по веревочной лестнице!
Если сравнить стоимость услуг в международных аэропортах, то взлет-посадка в Алматинском аэропорту (им владеет компания Venus Airport Investment B.V., расположенная в Амстердаме) стоит 303 885 тенге. В Москве, в переводе на тенге, – 301 349, в Тбилиси – 286 917, в Пекине – 246 062, в Бангкоке – 169 714.
А если в случае отмены госрегулирования владельцы наших аэропортов установят космические цены, как тогда работать?
– Будем рассматривать разные варианты, в том числе аэропорты близлежащих государств – Бишкека, Ташкента, – откровенно сказали нам представители одной из зарубежных авиакомпаний.
Минус миллион долларов
В качестве аргумента за отмену госрегулирования Серик Жумангарин приводит бедственное положение региональных аэропортов, на фоне которых воздушные гавани Алматы, Астаны, Тараза выглядят в “шоколаде”. В 2014 году они получили чистую прибыль в размере 7,3 миллиарда, 616 миллионов и 210,1 миллиона тенге соответственно.
Глава КРЕМа считает: отмена госрегулирования позволит региональным аэропортам увеличить доходы.
Но ведь большинство международных рейсов обслуживается прибыльными аэропортами – Алматы, Астаны, Атырау, Актау, Караганды. И при отказе от регулирования тарифов они снова будут в выигрыше, чего не скажешь о региональных аэропортах. Так чьи же интересы лоббирует господин Жумангарин?
Не стоит забывать: авиаперевозчики – серьезный источник доходов аэропортов. И в случае принятия непродуманного решения сценарий развития авиации будет выглядеть так: повышение тарифов, цен на авиабилеты, сокращение количества рейсов, убытки перевозчиков и, как следствие, аэропортов. Получается, с чем боролись, на то и напоролись!
По подсчетам экспертов “Эйр Астаны”, каждое 15-процентное повышение любого тарифа аэропорта приведет к 3-процентному повышению цен на авиабилеты. Кроме того, при отмене госрегулирования прибыль компании с мая по декабрь 2016 года только по международным направлениям снизится на 3,7 миллиона долларов. Закроются рейсы в регионы, а государственный бюджет за полгода лишится миллиона долларов.
По мнению экспертов, прежде чем принять такое решение, нужно создать рабочую группу, в которую войдут авиаторы. А также доработать “Правила обеспечения доступа потенциальных поставщиков услуг (товаров, работ)…”. Сейчас документ не соответствует основной цели – развитию конкуренции на рынке. И не отражает мировую практику.
Между прочим, во всем мире аэропорты получают более 50 процентов доходов за счет аренды, паркинга, беспошлинной торговли, пунктов общественного питания.
Но это не означает, что бутылка воды в них стоит, как бутылка “Вдовы Клико”. Тот же аэропорт Алматы зарабатывает на автопарковке: ждешь прилетающих более 15 минут – плати 300 тенге.
– Мы готовы совместно обсуждать этот вопрос, – говорят представители авиакомпаний. И правда, странно, почему стратегическое решение принимается без их участия? На совещании в среду Серик Жумангарин выдвинул еще один аргумент – авиационная безопасность, но на сегодня только аэропорты Алматы и Астаны отвечают всем требованиям. В таком случае будет ли субсидирование региональных аэропортов для обеспечения их полной безопасности? Ответ убил всех – нет.
Алматы