«Қазақстан темір жолы» находится на грани дефолта – Смаилов - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
«Қазақстан темір жолы» находится на грани дефолта – Смаилов

«Қазақстан темір жолы» находится на грани дефолта – Смаилов

Проблемы отмечены по всем аспектам деятельности КТЖ.

  • 12 Июня
  • 137
Фото - Caravan.kz

Об этом заявил председатель Высшей аудиторской палаты (ВАП) Алихан Смаилов, передает Caravan.kz со ссылкой на Azattyq Rýhy. В числе причин ситуации он назвал неэффективный и консервативный менеджмент, непродуманное разгосударствление.

«На развитие железнодорожной отрасли за последние четыре года направлено около 2 трлн тенге, в том числе 332 млрд тенге бюджетных средств. Однако, несмотря на значительные объемы выделенных средств, этого оказалось недостаточно для бесперебойного и качественного обеспечения потребности экономики в перевозках грузов и пассажиров», – заявил Смаилов сегодня на пленарном заседании Мажилиса.

Он подчеркнул, что железнодорожные сети, локомотивы и вагоны сильно изношены.

«За 2020-2023 годы зафиксировано более 4 тыс. нарушений безопасности движения на магистральных, стационарных и подъездных путях. Задержка пассажирских поездов только за 2023 год составила 412 часов, то есть с ростом к 2022 году в 5 раз. Некогда самодостаточная компания «Қазақстан темір жолы» по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления находится на грани выживания», – подчеркнул глава ВАП.

Еще одной проблемой он назвал излишних посредников вокруг КТЖ, действия которых привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге.

«Так, пилотный проект по доступу частных перевозчиков на магистральную железнодорожную сеть, действующий с 2018 года, не принес ожидаемого эффекта и приводит к потерям доходов КТЖ. Частные перевозчики грузов осуществляют наиболее прибыльные перевозки, в частности нефти и нефтепродуктов, а также маршруты с формированием полного состава поезда на электрифицированных участках», – продолжил он.

При этом тарифы частных железнодорожных грузоперевозчиков завышены до 32 %, добавил Смаилов.

«Также усматриваются слабые позиции уполномоченного органа по регулированию тарифов. Подходы в тарификации должны быть справедливыми. Поэтому необходимо рассмотреть целесообразность дальнейшей работы частных железнодорожных перевозчиков. 73 % всего грузооборота КТЖ за период с 2020 по 2023 год перевезено по тарифам ниже себестоимости. Убытки по регулируемым тарифам составили 907 млрд тенге, в том числе более половины – по экспорту», – сообщил спикер.

При этом уровень отдельных регулируемых тарифов на экспорт ниже тарифов на перевозку социально значимых продовольственных товаров внутри республики, дополнил он.

«Все убытки перекрываются в основном за счет транзитных доходов КТЖ. В этом отсутствует здравый экономический смысл. Ни один предприниматель не заинтересован осуществлять свою деятельность по принципу благотворительности. Это прямая дорога к банкротству. Сегодня КТЖ не способна оплачивать свои обязательства. Компания находится в «красной» зоне кредитного риска. Ее долг на начало 2024 года составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти», – отметил Смаилов.

45 %, или 1,3 трлн тенге, из общего долга направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств, сказал глава ВАП.

«Необходимо провести оптимизацию затрат группы компаний КТЖ с определением конкретных сроков по оздоровлению финансового и технического состояния. При этом существующие методы корпоративного управления и стратегия развития АО «Самрук-Қазына» не способны предотвратить кризис национальной железнодорожной компании страны. Дальнейшее ухудшение состояния активов, наращивание долгов и невозможность их обслуживания без кардинальных изменений в управлении приведет к дефолту КТЖ», – предупредил он.

Не проводится кардинальная реновация магистральных сетей, добавил спикер.

«Нерационально закупать вагоны и локомотивы, если состояние и пропускная способность действующих магистральных сетей не позволяют их безаварийное движение без ограничения скорости на всем маршруте следования. Ситуация усугубляется отсутствием комплексных цифровых решений при планировании и управлении движением. Информационные системы управления железнодорожными перевозками устарели. Их внедрение приходилось на 1980-2010 годы. К примеру, оформление транзита и планирование движения грузов осуществляются фактически в ручном режиме. А это высокие коррупционные риски. Все это приводит к ухудшению показателей использования локомотивов и высокой доле порожнего пробега на уровне 39 %», – пояснил глава ВАП.

Срок эксплуатации важной автоматизированной системы оперативного управления перевозками заканчивается в ноябре 2027 года, напомнил он.

«А новых решений до сих пор нет. Правообладателями основных систем являются их разработчики – иностранные компании. Права самостоятельной доработки, модернизации систем у КТЖ нет. Непрозрачны оказываемые меры государственной поддержки социально значимых пассажирских железнодорожных перевозок. Проведение конкурсов по субсидированию расходов перевозчиков осуществляется на бумажных носителях. Отсутствует единый подход к возмещению расходов. Отдельные частные перевозчики ежегодно получают субсидии в полном объеме. А другие – частично. При этом сумма их непокрытых расходов с 2020 года составляет 65 млрд тенге», – заявил Смаилов.

Также не предусмотрено требование по направлению части прибыли и амортизационных отчислений на обновление активов пассажирских перевозчиков, добавил он.

«Отсюда старые вагоны с несоблюдением элементарных санитарных норм. Подводя общие итоги, мы пришли к выводу, что без кардинальных мер по управлению национальным перевозчиком фрагментарные решения, принимаемые до настоящего времени Минтранспорта и самой компанией, не дадут ожидаемого эффекта», – резюмировал Смаилов.

Глава Высшей аудиторской палаты озвучил рекомендации по исправлению ситуации:

  • правительству, АО «Самрук-Қазына» – решить вопрос долговой нагрузки КТЖ;
  • обеспечить направление доходов исключительно на восстановление производственных активов, в том числе на реновацию магистральной железнодорожной сети;
  • предусмотреть институт внешнего управляющего по развитию национальной железнодорожной компании;
  • ускорить цифровизацию процессов управления железнодорожной инфраструктурой и перевозками;
  • исключить излишние частные посреднические структуры в организации производственно-технологических процессов и при перевозках грузов и пассажиров.

Напомним, ранее Верховный суд признал законным расследование АЗРК в отношении «КТЖ-Грузовые перевозки».