Положите пакетик на ладонь, закройте глаза и представьте, что это — ребенок.
Со следующего года пятьсотраммовое существо официально считается у нас в стране человеком, и отечественные медики обязаны будут его выходить. А если не сумеют?
О таких частностях пока никто не думает, поскольку цель объявлена глобальная — переход Казахстана на статистические стандарты, принятые Всемирной организацией здравоохранения.
Согласно им, рожденным ребенком считается плод весом от 500 граммов. По нашим, действующим еще с советских времен, — в два раза больше, то есть врачи за жизнь новорожденного начинают бороться, если он весит больше килограмма.
ВОЗ — весьма авторитетная и гуманная организация, но в то же время — далеко не истина в последней инстанции. И во многих странах, высокоразвитых, заметим, медики и социологи до сих пор ломают копья: надо ли давать жизнь человеку, заведомо зная, что будет она тяжкой.
Появившийся на свет с весом нормального новорожденного щенка овчарки, человек обречен на хронические болезни, трудности развития. Поскольку такой ребенок рождается намного раньше срока, у него недоразвиты многие жизненно важные органы — легкие, почки, печень. Не сформирован до конца мозг.
По мнению российских специалистов, имеющих некоторый опыт выхаживания мини- младенцев, инвалидность с раннего детства имеют до 60 процентов из них, как правило, у таких детей возникают проблемы со слухом, зрением, иные серьезные нарушения.
В прошлом году в Чикаго врачи выписали из больницы девочку, которую журналисты тут же окрестили Дюймовочкой. При рождении она весила всего 243 грамма — меньше, чем банка с лимонадом. Рост ребенка составлял 24 см (вдвое меньше нормы).
Румаиса, как назвали малышку, появилась на свет в семье эмигрантов, приехавших в США из Индии. Врачам пришлось по показаниям делать кесарево сечение, когда срок беременности мамы не достиг еще и 26 недель из необходимых 40.
В общем-то, они и не надеялись, что такого крошечного ребенка удастся спасти. Но Дюймовочка продемонстрировала поразительную живучесть и за три месяца лечения набрала к своим граммам почти килограмм. Румаиса стала самой маленькой девочкой, которой когда-либо удавалось выжить. Она весит на 36,85 грамма меньше, чем предыдущий рекордсмен, который, кстати, тоже появился в университетском медицинском центре «Лойола». Прошлый рекорд был установлен еще в 1989 году.
К сожалению, о судьбе этих — в буквальном смысле — крошек человеческих ничего сегодня неизвестно. Живы ли, и если да, то как себя чувствуют? Увы, мои американские коллеги, «отработав» сенсацию, больше не вернулись к ней.
Но тогда, шесть лет назад, доктор Алан Спицер, специалист по неонатологии заявил, что крайне редко настолько маленькие недоношенные дети хорошо развиваются, у них неизбежны церебральный паралич и задержка развития.
Когда на фоне радужных восторгов слышишь суровые, но действительно реалистичные слова медиков, возникает странное чувство. Да, спасена жизнь. Но нужна ли ТАКАЯ жизнь тому, кто даже не мог самостоятельно ею распорядиться. Скажет ли он спасибо родителям и врачам за их героические усилия? И сможет ли вообще что-то сказать… Возможно, прозвучит цинично, но мне подобные уникальные случаи напоминают эксперименты над кроликами. Чисто научные эксперименты ради экспериментов — демонстрация блестящего мастерства и достижений техники. Подобные случаи в истории медицины можно пересчитать по пальцам. И никто, конечно, и не подумает упрекать врачей, если дитя — вернее, еще только намек на дитя — не удастся спасти.
Ведь даже системы жизнеобеспечения подключить к такому организму невероятно сложно — в нем всего около 40 граммов крови, в десять раз меньше, чем у нормального младенца. Возможно, я не прав, и американские гиппократы действительно имели единственную цель — сохранить зародившуюся жизнь. Тогда — сорри.
Но оставим в покое заокеанские проблемы, вернемся к своим. Решение принято? Стало быть, надо выполнять. Ну-с, специальный кювез для выхаживания ребенка с соответствующим стандартам весом стоит 40 тысяч долларов. Причем удобный принцип «один для нескольких» не годится, потому как каждый младенец должен будет находиться в этой имитации материнской утробы по нескольку месяцев. Вопрос: есть ли у нашего минздрава такие деньги?
Одной из самых серьезных сложностей считается дыхательное расстройство, ребенок не может дышать самостоятельно. Понадобится препарат для разворачивания легких — куросурф, одна ампула которого стоит около 700 долларов.
Для лечения каждого необходимо 2-3 ампулы. За рубежом страховые компании выхаживание детей от 500 до 1000 граммов не оплачивают. За них родители платят сами. Возможно, и у нас состоятельным гражданам это по карману. В остальных случаях финансирование должно брать на себя государство. Вопрос: готово ли оно?
Отечественные акушеры не в восторге от предстоящих новшеств. Ведь для оценки качества их работы используется такой показатель, как младенческая смертность. И если раньше под статистический контроль попадали не выжившие новорожденные весом от килограмма, то теперь… Ясно, что роковой показатель увеличится, и увеличится очень сильно. А как на это посмотрят те же международные эксперты? Парадокс получается: одной рукой мы принимаем на себя повышенные капиталистические обязательства, а другой сами себя сечем розгой. Ну, какое, спрашивается, может быть спасение полукилограммовой крохи в дальнем ауле, где и роды-то принимает один на все случаи жизни фельдшер?
— Да, медики в страхе ожидают введения у нас ВОЗовских стандартов, — рассказала журналистам главный акушер Восточно-Казахстанской области Гаухар Раисова. — Прежде всего, все мы не готовы к этому морально. Долгие годы у нас считалось, что если малыш умер, то виноват в этом врач. Его за это ругали, снимали с должности. А как врач может гарантировать нормальное течение беременности и родов, рождение здорового ребенка, если у нас практически нет здоровых женщин? Если будущая мама может на учет к врачу стать чуть ли не перед самыми родами? К тому же выхаживание 500-граммовых детей требует мощного технического оснащения наших роддомов. Сегодня же даже штатное расписание не соответствует требуемым нормативам.
По мнению специалистов, 70 процентов инвалидности с детства связано с патологией, возникающей в перинатальном периоде. Главные причины: недоношенность, асфиксия, врожденные пороки развития. Совершенно очевидна необходимость интенсивного развития перинатологии, для чего опять же требуется соответствующее ее финансовое обеспечение. Диагностика сократит рождение детей с пороками развития на 30-35 процентов. Это единственный путь к профилактике врожденной инвалидности.
Считается также, что подготовка организма матери (витаминизация, повышение иммунитета, отсутствие стрессов до зачатия) и соблюдение этих условий на ранних сроках развития плода уменьшает риск появления детей с врожденными пороками. Теоретически все верно, но… Нельзя забывать о том, что по статистике, согласно данным министерства здравоохранения РК, 60 процентов родов протекают с различными осложнениями, доля нормальных родов составляет всего 35 процентов, а в некоторых регионах Казахстана и того ниже — 25.
Из тех женщин, которые отваживаются производить на свет детей, лишь чуть больше 11 процентов можно назвать здоровыми, да и то с натяжкой. В ряде областей до 90 процентов беременных женщин страдают анемией.
…Мы очень торопимся в цивилизацию. Не желая порой подумать: готовы, собственно, к такой высокой планке или нет. И вот снова потемкинская деревня. Можно смело рапортовать ВОЗ о том, что мы соответствуем еще одному международному стандарту. Но там, за красивой строчкой остается очень много проблем: нехватка средств, оборудования и кадров, состояние здоровья будущих мам.
Под вопросом остается и необходимость выхаживания «глубоко недоношенных детей» (это термин такой медицинский). Ясно, что это приведет к увеличению числа маленьких инвалидов и возможному росту социального сиротства, когда родители просто отказываются, от того, что сумели выходить врачи.
Но, судя по тому, что программа министерства здравоохранения РК по выхаживанию новорожденных с минимальным весом вступила в силу, дискутировать поздно…